Камера смотрит в смерть

Александр ПАНОВ

07.06.2013

В «ШОКОЛАДНОМ ЦЕХЕ» на «Красном Октябре» гостит передвижная выставка победителей 56-го международного конкурса World Press Photo. Несмотря на отменный дизайн экспозиции, позволяющий не заблудиться в лабиринте двух сотен фотографий, тебя не покидает ощущение тревоги, а иногда и ужаса. Нет, не от качества работ, совершенно перфекционистских, а от остановленных на них мгновений, чаще всего отнюдь не прекрасных.

Журналистская фотография (а конкурс предназначен именно для профессиональных фоторепортеров) и не должна быть  изысканна, элегична и философична. У нее другая цель — ударить зрителя в глаз прямой наводкой.

Потому «Фотографией года» объявлен снимок Пола Хансена, сделанный в Палестине: похоронная процессия в Газе с трупами детей, погибших при израильской бомбардировке.

А, например, в номинации «Спорт» победил Ян Граруп, фотографировавший женщин, играющих в баскетбол, в Сомали — стране, где ведут войну исламские экстремисты, и этим командам угрожает смерть по законам шариата.

Осталась одна отрада — в той же номинации вторую премию получил россиянин Сергей Ильницкий со снимком нашей спортсменки, целующей золотую медаль на лондонской Олимпиаде. Глаза закрыты, слезы текут по щекам. Тоже, в сущности, грустное зрелище.

А уж животные в зоопарке… На морде читается: «Лучше бы вы меня съели!»