Художник и Армия: в парке «Зарядье» открылась экспозиция работ Студии имени М.Б. Грекова

Александр КУРГАНОВ

06.05.2025

Художник и Армия: в парке «Зарядье» открылась экспозиция работ Студии имени М.Б. Грекова

Выставка «Грековцы. Под знаменем Победы» стала одной из крупнейших за всю историю существования Студии военных художников: более двухсот живописных полотен, графики, плакатов и скульптур рассказывают о подвигах наших предков и наших современников.

Экспозиция в «Зарядье», приуроченная к 80-летию Победы, открывается плакатами «Отстоим Москву!» Николая Жукова и Виктора Климашина, «Дойдем до Берлина!» Леонида Голованова: эти работы художников Студии имени М.Б. Грекова стали такими же символами нашей Победы, как песня «Вставай, страна огромная!» Лебедева-Кумача или «Ленинградская симфония» Шостаковича.

Жаль, что на выставке не представлены такие знаковые для грековцев картины, как «Защитники Брестской крепости» и «Победа» Петра Кривоногова, полотна Бориса Неменского и Петра Мальцева (но эти работы давно занимают почетные места в крупнейших российских музейных хранилищах). Зато в парке «Зарядье» можно увидеть графику грековцев «первого призыва» — рисунки Федора Усыпенко, фронтовые зарисовки Николая Денисова (мы больше знаем его как автора плаката «Не болтай!», 1941), нежную и немного сентиментальную (даже для оттепельного 1957 года) картину Аркадия Интезарова «Снайперы», батальное полотно Анатолия Горпенко «Бой за деревню Крюково» (1951).

Про последнюю картину хочется рассказать подробнее. В ноябре 1941-го, в разгар тяжелых боев под Москвой, войска 16-й армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Рокоссовского облетела весть, о которой сообщили по рации: «Береза»! «Береза»! Я «Дуб»! В наше хозяйство прибыли 130 карандашей, две трещотки, четыре игрушки и 12 художников... Не понимаешь? Настоящие, из Москвы, с красками...» Будущих баталистов из Студии Грекова командарм принял лично, и по его приказу они отправились на передовую. Для грековцев 16-я армия стала боевым экзаменом на звание военного художника, а деревня Крюково вошла в анналы русского военного искусства как «второе Бородино» — так впоследствии ее назвал Рокоссовский.

Воспитанник Студии Анатолий Горпенко, вооруженный самодельным этюдником и пистолетом ТТ, проделал путь от Москвы и до Берлина (а после Победы стал одним из создателей мемориала Советским воинам в Трептов-парке). Другие художники-грековцы с первых дней Великой Отечественной вместе с маршевыми ротами уходили на фронт, фиксировали все увиденное и пережитое в режиме реального времени, делали наброски прямо на передовой. Рисовали под огнем, под бомбежками, еле успевая укрываться в траншеях от пуль и снарядов.

Художественный руководитель Студии Николай Жуков прошел всю войну с карандашом и красками в руках, а в 1946-м участвовал в работе Нюрнбергского трибунала — сделал несколько сотен рисунков. Часть работ из серии «Нюрнбергский процес» представлена на выставке в «Зарядье» — портреты главарей нацистского Рейха Геринга, Риббентропа, Розенберга и Кейтеля, «Вход в трибунал» или «Защита — последняя линия обороны», чем-то напоминающая офорты Оноре Домье.

Оммаж художникам-фронтовикам — картина Алексея Михайлова «Юность грековцев» (1983): они изображены у берлинских Бранденбургских ворот. Известна даже дата события — 2 мая 1945 года: художник «оживил» старую фронтовую фотокарточку. Это очень уставшие люди, но они счастливы... Кстати, уже в наши дни Борис Неменский рассказывал, как он, тогда старший лейтенант, встретил победный май 1945-го в Берлине. «Все палили в воздух, такой импровизированный салют был — все, что оставалось, выстреливали. А я залез на крышу Бранденбургских ворот, там сохранился тогда только один из коней триумфальной квадриги, сел рядом с ним и оттуда писал этюд горящего Берлина. Потом четверо других художников из студии Грекова увидели меня наверху и тоже забрались по штурмовым веревочным лесенкам...»

Юбилей Победы почти совпал и с круглой датой самой Студии имени М.Б. Грекова — СВХ появилась в ноябре 1934-го, и называлась тогда Самодеятельной изомастерской при Особой отдельной кавалерийской бригаде. Туда зачисляли одаренных красноармейцев, которые посещали занятия «художеством» в свободное от службы время. Тем не менее из первокурсников Студии вышли народные художники СССР, академики, лауреаты Сталинской и иных премий.

Имена следующего поколения художников Студии, таких как Михаил Переяславец, Павел Рыженко, не уступают в известности Митрофану Грекову или Евгению Вутечичу, их произведения стали классикой отечественного искусства. Нынешние мастера: Дмитрий Белюкин, Александр Сытов, Николай Колупаев, Михаил Полетаев — получили признание среди коллег по цеху — они народные художники России, члены Российской академии художеств.

Нет, наверное, ни одного крупного сражения Великой Отечественной, которое не осталось бы неотрефлексировано грековцами: бои за Севастополь и Сталинград, Курская битва, битва за Кавказ и снятие блокады Ленинграда, штурм Рейхстага, встреча на Эльбе и салют Победы.

Художники изображают фронтовые будни — солдат, командиров, повозки с ранеными, санитаров и медицинских сестер. Солдаты идут в атаку, в минуту отдыха в землянке читают письма родных, просто спят после тяжелого боя. А после Победы танцуют на улице освобожденного города (Леонид Штрикман. «Венский вальс», 2023), а повар у полевой кухни кормит гражданских солдатской кашей или супом (Леонид Штрикман. «По русскому рецепту», 2024).

И тут же парадные (в полном смысле этого слова — перед нами Парад Победы на Красной площади) портреты прославленных советских военачальников: Рокоссовского, Конева, Баграмяна... Замечательные скульптуры адмирала Кузнецова (проект памятника работы Михаила Переяславца) и маршала Чуйкова (автор — Алексей Чабаненко). И куда же без Георгия Константиновича Жукова, но иногда Маршала Победы узнать трудно.

А вот еще один необычный Конев — на картине Андрея Дроздова «Спасение шедевров Дрезденской галереи» (2021) советский маршал и солдаты 1-го Украинского фронта достают из нацистских схронов «Сикстинскую мадонну». Когда советские войска вошли в разрушенный союзниками Дрезден, ответственным за поиск сокровищ дворца Цвингер, в котором размещалась одна из лучших в Европе картинных галерей, был назначен Иван Конев. Тайники с сокровищами красноармейцам удалось отыскать за месяц до Победы. Когда маршалу доложили, что в нацистских тайниках обнаружены картины, в том числе и «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» Рафаэля, Конев приехал взглянуть на них лично. (Невольно хочется увидеть на картине юную Ирину Антонову, но нет — художник верен исторической правде: будущий директор Пушкинского музея принимала и описывала спасенные ценности в Москве.)

«Голос надежды» — так называется портрет ленинградской поэтессы Ольги Берггольц работы Екатерины Камыниной (да, теперь в Студии военных художников имени М.Б. Грекова работают и женщины), он чем-то перекликается с полотном «Внимание! Говорит Москва!» Ильи Лебедева, на котором изображен «личный враг Гитлера» диктор Юрий Левитан.

Художников Студии Грекова привлекает повседневная жизнь российской армии. Они работали в самых горячих точках: в Чечне и на Балканах, в Сирии, и, конечно, сегодня особое внимание уделяют специальной военной операции, выезжают на передовую, общаются с штурмовиками, посещают военныe госпитали. На выставке трудно пройти мимо изображений героев СВО — скульптурного портрета члена экипажа танка «Алеша» Героя Российской Федерации лейтенанта Александра Левакова (работа Дмитрия Клавсуца), картин «Поединок» Ильи Лебедева и «Позывной «Дембель» Леонида Штрикмана.

Выступая на церемонии открытия выставки «Грековцы. Под знаменем Победы», заместитель министра обороны России — начальник Главного военно-политического управления ВС РФ Виктор Горемыкин сказал: «Сегодня, продолжая дело предшественников, художники студии правдиво рассказывают о событиях специальной военной операции. Сохраняют для потомков примеры мужества и героизма тех, кто борется за свободу и независимость нашей Родины».

Выставка «Грековцы. Под знаменем Победы» в «Паркинг Галерее» «Зарядье» работает до 23 июня. С 8 по 11 мая — свободное посещение.

Фотографии: Артур Новосильцев / АГН Москва.