Четко по Густаву

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

29.08.2018

Столица Австрии в этом году отмечает столетие венского модерна. Формально повод печальный: ровно век назад ушли из жизни четыре автора, определившие развитие национального и — ​шире — ​европейского искусства. Художники Густав Климт, Эгон Шиле, Коломан Мозер, а также архитектор Отто Вагнер — ​эти имена теперь знает весь мир. Целый год жители и гости города могут знакомиться с выставками, исследующими бурные арт-события столетней давности. Больше всего внимания уделено Климту: ключевой фигуре Венского сецессиона посвятили целый ряд любопытных проектов.

Выбор очевидный — ​Густав Климт пользуется огромной популярностью. При жизни он слыл возмутителем спокойствия: портреты беременных женщин и старух мало напоминали безупречные творения классиков. В наши дни художник стал главным «героем» сувенирных лавок не только Вены, но и других городов бывшей Австро-Венгерской империи — ​Праги и Будапешта. Его искусство считается воплощением модернизма: сочетание красоты и болезненности, угольно-черных красок и сусального золота, восторга и предчувствия скорого краха. Столица Австрии — ​донельзя буржуазная, с роскошными кремовыми зданиями, безупречными костюмами офисных клерков и умопомрачительно дорогими авто — ​сто лет назад поражала бунтарским духом. С тех пор страсти улеглись, однако культурное наследие осталось — ​и этот флер вековой давности по-прежнему манит сюда миллионы туристов.

Программа юбилейного года оказалась обширной. Уже отгремела одна из ключевых выставок «Смерть Климта — ​это не конец. Подъем в Центральной Европе». Она проходила в знаменитой Галерее Бельведер и рассказывала не только о художнике, но и о его последователях. Впрочем, в музее по-прежнему можно полюбоваться на работы мастера в постоянной экспозиции. Правда, чтобы увидеть знаменитый «Поцелуй» (1907–1908), придется отстоять очередь — ​уже внутри здания, с билетом на руках. 

А в Оранжерее Бельведера проходит временная выставка «Вырази это цветами. Венская цветочная живопись от Вальдмюллера до Климта». Проект исследует чисто австрийский феномен: увлечение изображенными букетами, захлестнувшее Вену в XIX веке. Организаторы утверждают, что эти картины вовсе не были милыми пустячками, предназначавшимися для украшения интерьера. Напротив: в них отразились социальные и политические изменения эпохи. Действительно — ​хронологический отрезок между Французской революцией и Первой мировой был щедрым на события. Ранние вещи — ​например, уютные натюрморты представителей бидермейера Франца Ксавера Петера и Фердинанда Вальдмюллера — ​напоминали о золотом веке голландской живописи и учитывали вкусы бюргерской среды. 

Постепенно настроения менялись, и уже к концу XIX века цветочные мотивы получили новое прочтение — ​в основном благодаря женщинам. В частности — ​Ольге Визингер-Флориан, изображавшей не комнатные композиции, а просторно раскинувшиеся цветущие поля. Кульминацией выставки стали работы Климта, отразившие не только новые художественные тенденции, но и интернациональный настрой автора. Знаменитые «Подсолнухи» (1907–1908), очевидно, выполнены с оглядкой на творения Ван Гога. Действительно, как указывают создатели выставки, в 1906 году в венской галерее Митке состоялся показ произведений голландца, так что у Климта были все шансы попасть под его обаяние (свою версию «Подсолнуха» представил и ученик Густава Эгон Шиле, эта вещь также есть в экспозиции).

Музей Леопольда организовал масштабную монографическую выставку «Густав Климт. Художник столетия». Этот проект — ​хорошая возможность поэтапно ознакомиться с творчеством мастера и проследить его эволюцию: от консервативных, выполненных в стиле историзма работ до новаторских вещей, слишком радикальных даже для товарищей по Сецессиону. Проект показывает: Климт многолик. То он любимец венских буржуа, создающий идеализированные образы светских дам. То — ​тайный эротоман, автор откровенных набросков, не предназначавшихся для выставок или продажи. Еще одна любопытная ипостась — ​пейзажист: как отмечают организаторы, мастер искал утешения в природе и изображал пустынные, лишенные человеческого присутствия виды. Дополняют выставку около 150 документов, превращающих экспозицию в полноценное исследование.



А на сладкое стоит поспешить в Музей истории искусств. Здесь последние дни работает уникальный проект: 12-метровый помост «Лестница к Климту». Больше полугода зрители могли любоваться роскошной живописью — ​аллегорическим циклом, расположенным между мраморными колоннами по сторонам от главной лестницы. В обычное время посетителям приходится задирать голову, чтобы разглядеть среди барочного великолепия работы Климта (потолок, например, расписан известным венгерским художником Михаем Мункачи). Теперь же произведения мастера, выполненные в соавторстве с братом Эрнстом и другом Францем Матчем, оказались почти на расстоянии вытянутой руки. В рамках акции устроили также показ картины мэтра «Обнаженная истина» (1899) в зале музея, отведенном под античное искусство. Необычное соседство напоминает о громких скандалах, сопровождавших творчество Густава Климта. А заодно помогает увидеть не только отличия, но и нечто общее в отношении к телесности у авторов очень разных эпох.