29.11.2013
Беренис Эббот (1898–1991) — признанный классик мировой фотографии, мастер портрета и городского пейзажа. И одновременно — ученица одного из главных авангардистов XX века Мана Рэя. Что многое объясняет в ее знаменитых снимках, сделанных якобы для популяризации науки.
Серия «Образы физики», ставшая основой выставки в МАММ, родилась в конце 50-х как иллюстрация к школьному учебнику. Все эти «Системы круговых волн», «Прохождение света сквозь призму», «Отскок шарика по убавляющей траектории» — визуальный аналог знакомой советским детям «Занимательной физики» Перельмана. В московской экспозиции они сопровождаются пояснительными текстами, написанными в свое время учеными Смитсоновского института для педагогического тура по США. Сама Эббот тоже очень серьезно отнеслась к академическому заказу и даже придумала специальные приборы для фиксации физических явлений. А научную фотографию считала чуть ли не главной своей заслугой.
Сегодня эти работы смотрятся шедеврами авангардной эстетики — вполне в духе ранних опытов Мана Рэя. Образовательная функция уходит на задний план. Здесь интересно, как неуловимая реальность феноменов, не заметных человеческому глазу, превращается в абсолютную абстракцию, идеальную формалистическую постановку. Игра черного и белого, коллапсы световых линий превращают фотографии Беренис Эббот в изощренную графику.
А вот тексты физиков можно не читать. У Перельмана все написано проще и занятнее.