15.11.2013
За наше национальное достояние — хрестоматийные холсты Карла Брюллова, Александра Иванова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина и работы полузабытых Фомы Торопова, Евграфа Сорокина — отвечает Третьяковка. Нидерландская сторона привезла вещи из харлемского Музея Тейлера, первого в Голландии публичного музея общего профиля, еще в 1824 году открывшего картинную галерею. Также в интернациональном проекте поучаствовали хранители коллекции Дж. Радемакерса из Антверпена.
Идея выставки — сопоставление произведений зарубежных и отечественных мастеров. Но две страны разведены по отдельным залам. Лишь в коридоре, на фоне стеклянных стен, выходящих во внутренний двор музейного здания, наш «Свежий кавалер» Павла Федотова зарифмован с жанровой зарисовкой Давида Йозефа Блеса «Бедность и богатство». Их объединили мотивы дырок в сапогах и носках. Тут же интерьерные «картинки» Вибранда Хендрикса соединяются с детально прописанными залами русских усадеб Капитона Зеленцова.
Дальше зритель сам должен находить подобия и отличия в творчестве живописцев двух стран, бегая от русской части выставки к голландской. У нас — то деревня (Алексей Венецианов), то усадьба (Логгин Фрикке, автор вида на мызе «Фалль» графа Бенкендорфа), то венецианский залив (Сильвестр Щедрин), то бушующее море (ранний Иван Айвазовский). У них, голландцев, — песчаные дюны, море, катание на коньках, зима и лесная запущенность.
Объединяет нас отсутствие романтического мироощущения. Натурализм, доходящий в натюрмортах до буквализма, — да. Игры в классику со спящими юношами и дремлющими пастушками — да. Вечные «марины», морские пейзажи разной степени драматичности — да.
У русских и голландцев есть сближения и странные встречи. В том числе на почве главного стиля первой половины позапрошлого века — романтизма. Но выставка в Третьяковке доказывает — две страны остались на периферии общеевропейского мейнстрима, рамки которого оказались для них слишком узкими. Россия с Голландией тем и гордятся, признаваясь в симпатиях друг другу. Без страсти и психологических травм.