15.11.2013
Ее куратор Сергей Сафонов выступил инициатором и идеологом данной затеи. В своей статье в каталоге он называет Соколова представителем «настоящего андерграунда», а его творчество — «искусством внутренней эмиграции». Поскольку эти натюрморты и пейзажи начисто лишены сиюминутных реакций на происходящее вокруг, принципиально асоциальны. А из собственной биографии (фотограф бухаринских «Известий», партизан, участник скандальной манежной выставки 1962 года) Соколов не извлекал политических дивидендов.
Он предпочитал работать далеко от столиц, руководя студией в Доме творчества в Гурзуфе. Были, конечно, заказы от Союза художников, творческие поездки и даже публикации на цветной вкладке «Юности». Но для себя рисовал композиции из сухостоя, расцветающих весенних цветов и увядающих осенних. Натюрморты с вяленой камбалой и пейзажи с чайками на взморье. Все пропущено сквозь элегическую дымку, изображено расплывчато-туманно, с контурами, растворенными в воздухе.
Рассерженный зритель одной из немногочисленных прижизненных выставок художника написал в книге отзывов, что «это не живопись, а мазня» и картины следует назвать «После проливного дождя». Про дождь аноним был прав. Даже сухие цветы на холстах Алексея Соколова пахнут мокрой зеленью.