23.12.2016
Картины, показанные на первой персональной московской выставке, а их больше пятидесяти, не всегда равноценны по качеству. С шедеврами вроде портрета Любови Бродской, жены известного художника (1916), соседствуют менее удачные — например, изображение Татьяны Платоновой-Поздняк (1910-е). Правда, в последнем случае, возможно, «перестарались» реставраторы, работавшие над восстановлением полотна. Тем не менее общее впечатление от живописи и графики Киселевой — удовольствие, а также недоумение: как подобный талант мог оказаться почти забытым.
Елена появилась на свет в Воронеже в семье математика Андрея Киселева — автора школьных учебников, гонорары за книги позволяли вести безбедное существование. Поначалу девушка собиралась пойти по стопам отца: в 1896-м поступила на математический факультет Бестужевских курсов. Однако после тяжелой болезни приняла неожиданное решение — связать жизнь с искусством. Последующие годы ознаменовались учебой в Академии художеств у Ильи Репина и поездками в Париж. Рубеж 1900–1910-х стал самым счастливым периодом в жизни Киселевой. В 1913-м она написала портрет «Маруся», который до конца дней считала своим лучшим произведением. Неизвестная девушка, запечатленная на картине, — изящная, с длинной шеей и соболиными бровями — выглядит предвестницей кокаиновых красоток эпохи джаза. В этой работе ощущается влияние декоративной живописи группы «Наби», пылающих полотен Гогена, необычных свободных мазков Ван Гога.
Впрочем, творчество Киселевой не было замкнуто на современности, можно провести параллели и со старыми мастерами. Скажем, гением цвета и света Яном Вермеером. В автопортрете с зеленой вазой художнице, кажется, удалось достичь столь же чистого звенящего колорита (1910). Ощущается диалог и с русскими живописцами, в частности Филиппом Малявиным, изображавшим деревенских женщин, кружащихся в красочном вихре. Елена Андреевна тоже не раз обращалась к сельской теме — как в дипломной работе «Невесты. Троицын день» (1907), за которую Академия наградила ее заграничной поездкой. На выставке можно увидеть эскиз картины, а также большое полотно «Невесты» (1907): шесть девиц в красных юбках и головных уборах. Одна хмурится в ожидании жениха, другая мечтательно закатывает глаза, третья жалобно прижимается к подругам.
Психологическая точность роднит Киселеву с другой «дивой» Серебряного века — Зинаидой Серебряковой. Особенно это касается портретов детей. Правда, малыши Серебряковой кажутся олицетворением чистого, светлого времени, лишенного забот и тревог. А Киселева пишет единственного сына Арсения совсем иначе: перед нами — серьезный, грустный мальчик, и даже гора игрушек (машинка, дед-мороз, плюшевый мишка) не может заставить его улыбнуться. Вероятно, это завуалированная попытка передать тяготы эмиграции: картина была создана в 1925 году. А в 1920-м Елена Андреевна с семьей (она была замужем за математиком Антоном Билимовичем) перебралась в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Осели в Белграде. Город на берегу Дуная стал одним из центров русской эмиграции. Однако художница, чье имя до революции нередко произносили с придыханием, неожиданно оказалась в изоляции. Гостеприимный Белград воспринимался лишь как перевалочный пункт — жизнь кипела в Париже. Кто знает, как сложилась бы судьба Киселевой, если бы она решилась переехать во Францию. Возможно, гораздо удачнее. Здесь же ей была уготована роль хранительницы домашнего очага, верной подруги успешного мужа-ученого — в 1936 году он стал членом Сербской королевской академии наук. За кисть бралась все реже. Еще в 20-х на письмо Репина, обеспокоенного, как мог угаснуть такой дар («А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь»), отвечала: «Писать — счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать».
Впрочем, и переезд в Париж не гарантировал успеха. Можно вновь провести параллель с Серебряковой, бедствовавшей во французской столице, где царила мода на абстрактное искусство. Ее нежные балерины и большеглазые «инфанты» оказались никому не нужны: перебивалась частными заказами. Киселева, находившаяся на периферии творческого мейнстрима, тоже ощущала ветер перемен: «В эмиграции было, конечно, очень трудно и не до живописи. А когда мы стали на ноги, было уже поздно. Восторжествовало новое направление в живописи, и я стала не нужна, или я так чувствовала для себя». Творчество Елены Андреевны начало сходить на нет. Место полноценных полотен заняли карандашные зарисовки балканской жизни: улочки Сараево, базар в Будве. В 1942-м ее сын попал в концлагерь и вернулся лишь через два года, тяжело больным. Последней работой Киселевой стал портрет Арсения на смертном одре. Она навсегда отложила кисть, завещав сжечь картину после своей смерти.
И здесь впору ставить горькую точку, если б не воронежский искусствовед Маргарита Лунева, в конце 1960-х обнаружившая в архиве письмо Киселевой к Репину. Заинтересовавшись судьбой «неизвестного» автора, она написала сербским коллегам, и те разыскали пожилую художницу. Завязалась переписка, позволившая пролить свет на жизнь и творчество Киселевой, к тому времени забытой на родине. В итоге Елена Андреевна согласилась передать часть картин в Воронежский областной художественный музей. О судьбе многих других, особенно созданных в эмиграции, увы, до сих пор ничего не известно. И установить новые факты будет нелегко: автора уже нет на свете. Умерла и Лунева, которая перед уходом из музея унесла собранный за несколько десятилетий архив — его местонахождение пока неясно. Впрочем, надежда на новые открытия остается. К примеру, недавно удалось установить, что моделью для одного из портретов послужила не безымянная эмансипированная дева, а шотландский живописец Александр Стюарт-Хилл («Санди», 1910), прославившийся романом с будущей королевой Швеции Луизой Баттенберг. Эта маленькая сенсация вселяет уверенность, что однажды мы узнаем и настоящее имя «Маруси».