Теплые кадры

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.05.2015

В центре фотографии имени братьев Люмьер — проект «Советское фото», рассказывающий об истории одноименного журнала. А заодно — посвященный пятилетнему юбилею самой галереи. 

Любовь «Люмьеров» к советскому наследию вполне объяснима: несмотря на формальные эксперименты, наши кадры всегда отличались человечностью. Это в меньшей степени присуще фото 20–30-х годов, где много спорта, заводов, парадов, а также смелых композиционных находок. Однако постепенно снимки теплеют. И уже в 1970-е, на конкурсе World Press Photo, мы получаем призы не за остроту или оперативность, как западные коллеги, а именно за человечность.

В объектив советских фотографов попадали радости и горести бытия. Вот, например, грустный снимок Владимира Вяткина: уставшая балерина сидит на стуле, бессильно опустив голову. Или наоборот: трогательная серия Сергея Васильева «Человек родился». А еще портреты Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского: влюбленная, смеющаяся пара, хохочущие подруги, пьющие воду из колонки...

Реальность конца 80-х — начала 90-х (а журнал выходил вплоть до 1996 года) оказалась менее веселой. Ушла теплая интонация, появились эксперименты в духе андерграунда. А затем — и вовсе наступила безысходность. Однако работы Евзерихина, Генде-Роте, Лагранжа, Тарасевича, и это видно по реакции зрителей, сохраняют популярность до сих пор. А значит — новой человечной российской фотографии быть.