26.03.2015
Если добавить к этому данные о сотрудничестве с саентологами убитого в феврале Бориса Немцова, представлявшего радикальную оппозицию, а также значительную инфильтрацию хаббардистами киевской хунты, становится понятно, насколько опасна деятельность этой секты, управляемой из США. О необходимости навсегда закрыть саентологам дорогу в нашу страну «Культура» беседует с председателем Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александром КОРЕЛОВЫМ.
культура: Саентология — это «церковь», секта, «ложа» или бизнес-корпорация?
Корелов: Для меня как юриста важно, что она опасна для общества. Конечно, исходя из современного понимания сути вещей, саентология — типичная секта. Более того — типично тоталитарная секта. Бизнес-корпорация? Да. Но с душком.
Одно из любимых высказываний писателя-фантаста Рона Хаббарда: «Писать за гроши просто смешно. Если человек действительно хочет заработать миллион долларов, то лучший способ — это основать собственную религию». Отмечу, что саентологи получают комиссионные за каждого привлеченного адепта, то есть организация имеет сходство с финансовой пирамидой. Принципиальное же отличие саентологии от других сект в том, что в ее идеологии и практике причудливо сочетаются псевдорелигиозные выдумки и псевдонаучные измышления основателя, перемешанные с методами психотерапии, суггестии, нейро-лингво-программирования. Само это учение Хаббарда известно под названием «дианетика».
культура: Учение Хаббарда пришло к нам в начале 90-х. Особенно активно ему симпатизировали начинающие бизнесмены и новое чиновничество — «молодые реформаторы». Почему так произошло?
Корелов: Советские люди слишком наивно воспринимали все, что шло с Запада. Но гораздо хуже, что ровно так же воспринимали «западную сказку» и лидеры страны. Хаббардизм вполз к нам невинными «курсами международной науки дианетики» и организациями по избавлению от наркозависимости. Цели декларировались весьма позитивные: здоровый образ жизни, умение управлять собой, «правильное» общение, наконец, «технология жизненного успеха». Многие сограждане, растерявшиеся перед лицом перемен, а с другой стороны — жаждущие преуспеть в новой парадигме, клюнули на яркую блесну.
Тем более, что раскрутка саентологии в 1992–1993 годах шла нешуточная. В Кремлевском дворце съездов состоялась презентация книги «Дианетика», которую разослали Ельцину, Руцкому, Хасбулатову и еще 72 депутатам Верховного Совета. Вице-президент даже положительно цитировал создателя саентологии в своем интервью. Затем на множестве предприятий началось внедрение «технологии административного управления» Рона Хаббарда — псевдосистемы менеджмента, построенной на перекрестных проверках друг друга и доносительстве. Среди пострадавших были Московский вентиляторный завод («Мовен»), АСКО-холдинг, АО «Электромонтаж», Уральский оптико-механический завод, ОАО ГАЗ. Хаббардисты активно внедрялись на предприятия ВПК и в областные управленческие структуры. Кстати, покойный Борис Немцов, бывший губернатором в Нижнем Новгороде и ставший позже лидером «Союза правых сил», прямо призвал свою партию к активному сотрудничеству с «Наркононом» — передовым вербовочным (под прикрытием лечения от наркозависимости) отрядом «Церкви саентологии».
культура: Много ли, на Ваш взгляд, осталось адептов саентологии в наших властных и хозяйственных структурах?
Корелов: Мне сложно дать объективную оценку, я не работаю в ФСБ. Полагаю, что активных адептов осталось не много, но они есть. Как и многочисленные «сочувствующие». Мне приходилось сталкиваться с нечистоплотными сотрудниками полиции, прокуратуры и органов власти, прикрывающими деятельность сект. Есть и еще одна группа людей, которых мы называем «сектозащитниками». Они занимают должности в учебных заведениях, коммерческих организациях, НКО. Это прикормленные «религиоведы», социологи, юристы и другие, нередко весьма известные персоны.
Саентологи во всем мире создают «государства в государствах» со своими понятиями, целями и «моралью». Именно поэтому во многих странах, в том числе западных, их секта запрещена.
культура: Какие наиболее вопиющие случаи пострадавших от саентологов были в Вашей практике?
Корелов: Каждый случай по-своему вопиющ. Мне запомнилась Александра М., которая была замужем за очень богатым предпринимателем. Обратившись ко мне, она сказала: «Спасибо саентологам за то, что оставили мне и детям хотя бы квартиру». Это единственное, что ее подпавший под влияние муж не смог передать секте. Одного из сыновей он тайно вывез на остров Бали. Хорошо, что женщина оказалась не робкого десятка: с помощью друзей вернула ребенка.
Запомнилось и обращение по Раменскому району Московской области. Тогда нам удалось добиться привлечения к уголовной ответственности директора одной из подпольных саентологических «школ». Дети, кстати, — лакомый кусок для сект. Нередки обращения обеспокоенных родителей, которые жалуются на преподавателей, активных адептов дианетики.
Что характерно, обещая людям материальное процветание, на деле эта секта многих ранее успешных предпринимателей привела к полному краху. Например, Александра Миронова — директора Московского вентиляторного завода, где активно пытались внедрить лжеменеджмент Хаббарда, — при странных обстоятельствах застрелили на рабочем месте. Однако большинство трагедий вокруг саентологии проходит мимо внимания СМИ. Даже обратившиеся за юридической помощью часто не хотят огласки. Но если об этих людях не сообщают в масс-медиа, это не значит, что их нет.
Так или иначе, каждый второй человек в России сталкивался с сектами. Где бы я ни был, меня спрашивают: «Почему государство не борется с этим злом?» Госчиновники должны понять: в обществе созрел социальный запрос на решительную войну с сектами.
культура: Раз факты вопиют, почему бы не вывести саентологов, по-крайней мере, из числа «религиозных организаций», а то и вовсе не запретить, как это сделано во многих странах?
Корелов: Такие попытки предпринимаются. Госдума в 1996 году классифицировала постановлением «Церковь саентологии» как «деструктивную религиозную организацию (тоталитарную секту, деструктивный культ)». Классифицировала — на том и остановились. Федеральным законом это не оформлено.
Кто поддерживает хаббардистов на международном уровне? Буду банален, но прежде всего, госдеп, многочисленные фонды, финансируемые из американского бюджета, негосударственных источников, комиссия США по международной религиозной свободе. Их ежегодные доклады выходят в двух редакциях: одна публикуется для широкого обозрения, другая, секретная, распространяется в узком кругу.
В России один из оголтелых защитников саентологов — Славянский правовой центр — то ли филиал, то ли младший партнер аналогичных центров из США и Франции. На ниве защиты саентологии подвизалась и другая якобы правозащитная организация — Московская хельсинкская группа, бездарно проигравшая процесс как раз по этому поводу.
Имеются также данные о том, что некоторые лидеры киевской хунты — практикующие саентологи. Но по понятным причинам, официальных подтверждений этому мы пока получить не можем.
культура: Саентологию иногда называют культом эгоизма, властолюбия и корысти. Можно ли сказать, что это учение прямо готовит человечество к глобальному антихристианству?
Корелов: Инфернальная сущность саентологии выражена даже ее символом — перечеркнутым крестом. Этот знак в свое время разработал английский сатанист Алистер Кроули. На первом круге вовлечения, называемом в дианетике «мостом», вас будут уверять, что саентология — это некая прикладная религиозная философия, не отрицающая христианства. Но после нескольких курсов («одитингов») вы уже будете достаточно «просвещены», чтобы узнать, что, оказывается, гораздо выше Иисуса Христа некие «Оперирующие Тэтаны». Дальнейшее же «просвещение» ведет прямиком к «свету Люцифера», о котором на своем бредовом новоязе писал сам Хаббард.
Социальная концепция «Церкви саентологии» не менее зловеща и смыкается с фашизмом. Саентология учит, что 20% человечества составляют «подавляющие личности» (ПЛ), или «антисоциальные элементы», которые не поддаются никакому исправлению. Поэтому их нужно изолировать, стерилизовать, устранять физически — то есть сделать любым способом так, чтобы они не мешали остальным 80% развиваться в духе дианетики. Согласно учению Хаббарда, этично искоренить сначала все идеологии, противоречащие саентологии, а затем — и все остальные «другие» идеи.
Для меня очевидно, что саентология — в ряду прочих тоталитарных сект и «международных фондов» — часть единого антихристианского процесса, объединенного квазирелигиозной доктриной «Нью Эйдж» (New Age). Общим у них является оправдание греха, противодействие заповедям как Нового, так и Ветхого Завета; ненависть ко Христу и, в особенности, к Восточному христианству — Православию.
Впрочем, «Церковь саентологии», в отличие от некоторых более старых сект, действует слишком явно и напористо. А зло наиболее опасно, когда оно маскируется под традиционные нравственные системы. Это несколько обнадеживает, но отнюдь не дает нам права расслабляться, пока мы не вынудим хаббардистов оставить нашу страну в покое.