Солдат по осени считают

Виктор СОКИРКО

16.10.2014

Два раза в год, весной и осенью, в военкоматах страны аншлаг — новобранцев отправляют в армию. И, как показывает оптимистическая практика последних лет, все больше юношей с готовностью исполняют свой конституционный и гражданский долг. Будущие солдаты перестали бояться военной службы, более того, служить стало престижно. «Культура» узнала настроения призывников, побывав в одном из столичных военкоматов.

Предполагается, что нынешней осенью под ружье встанут 154 100 человек, которые до 1 декабря текущего года должны отправиться в войска и занять боевые места согласно штатному расписанию Вооруженных сил РФ. Чуть меньше было призвано минувшей весной. Осенний призыв считается более показательным — он традиционно многочисленнее и позволяет составить общую картину пополнения армии за год. Здесь и студенты, и вчерашние школьники, которым летом исполнилось 18 лет. 

Если взять статистику, то лидерами по призыву в последнее время считаются такие регионы, как Адыгея, Башкортостан и Татарстан, Белгородская и Брянская области. Москва и Подмосковье не впереди России всей, но с планом справляются. В год столица дает около 17 000 призывников, что считается весьма неплохим показателем. «Косить» от службы москвичи стали меньше, чем в середине и конце 90-х, когда рекрутов буквально отлавливали с милицией по квартирам, на проходных вузов и даже просто на улице. Сейчас, по словам военного комиссара города Москвы Виктора Щепилова, работать с «призывным контингентом» стало гораздо проще. Новобранцы сами идут в руки.

— Все военкоматы столицы были готовы к осеннему призыву, как и предписано, еще к 1 октября, — рассказывает Виктор Алексеевич. — А сейчас успешно проходит первый этап призыва. Это рассылка повесток и прохождение медицинского освидетельствования.

Сказать, что у гостеприимно распахнутых дверей военкоматов выстроились огромные очереди — погрешить против истины. Но призывники нестройными рядами уже потянулись «туда, где в армию отправляют». Большей частью это молодые люди, которые не стали дожидаться получения повесток и пришли сами, чтобы, скажем так, занять места поудобнее. С некоторыми из них корреспондент «Культуры» встретился в Тверском военкомате столицы.

— У меня уже есть высшее образование, и я хочу отслужить в армии, — говорит Кирилл Москвин. — Специально пришел пораньше, чтобы попасть в ракетные войска — РВСН. Мне кажется, что с моим техническим образованием я и пользы там могу больше принести, да и свои профессиональные навыки не растерять.

Кирилл лишь в одном не сомневается — сколько служить. С 2014-го у будущих солдат есть выбор — либо год срочной по призыву, либо два года контрактной службы. В первом варианте срок небольшой — это существенный плюс. Но второй прельщает и жалованьем (это более 25 000 рублей в месяц, в зависимости от должности и воинского звания), и условиями проживания (в общежитии, а не в казарме), и обязательными выходными и отпуском. Можно получить высшее образование — либо начав учиться прямо на службе, либо на льготных основаниях по ее окончании. А там, глядишь, и возникнет желание связать свою жизнь с армией на долгие годы. Для примера — в этом году ровно половина из 34 солдат научной роты ВВС в Воронеже подписали контракты и, получив лейтенантские звездочки, были направлены на научную работу в военные институты.

— Какой сделать выбор, пока не знаю, — говорит Кирилл, — но считаю, что отслужить в армии должен каждый — только тогда сможешь почувствовать себя настоящим мужиком. Да и в карьере армейское прошлое будет подмогой. Тем более, что сейчас, я слышал, не отслужив, не сможешь получить место на государственной или муниципальной службе.

А вот Юрия Литвиненко, студента 3-го курса факультета социологии МГУ, в военкомат привели... корыстные побуждения. В чем выгода-то?

— Во-первых, льготы, — поясняет будущий социолог. — Я специально смотрел нормативные акты: для служившего в армии их гораздо больше, чем для того, кто бегает от погон. Еще лично для себя в нынешней службе я увидел такой расчет. Вот смотрите: я беру академический отпуск на год и служу в армии. Потом возвращаюсь в родной вуз и продолжаю учебу, восстанавливая упущенные знания. После получения диплома сразу иду работать. А если после выпуска идти служить, то можно подзабыть, чему тебя учили в университете, и на работу будет сложнее устроиться.

К слову, сейчас каждый пятый военнослужащий имеет высшее образование. А с воинской специальностью, полученной после обучения в системе ДОСААФ, в армию минувшей весной ушло более 30 000 новобранцев. Сейчас предполагается не меньше. Наша армия и вправду становится умнее — за счет высококвалифицированных специалистов.

Юрий мечтает попасть на флот (сейчас что в армии, что на флоте срок службы по призыву составляет один год). Его отец и дед служили в свое время в погранвойсках, но сейчас семейная традиция, похоже, изменится. Тропинку проложил еще старший брат, который служил срочную на ракетном крейсере «Москва», входящем в состав российского Черноморского флота.

— Крейсер «Москва» — моя давнишняя мечта, — признается Юрий Литвиненко. — Этот корабль — гордость нашего флота, на нем служат многие ребята из Москвы, студенты. Свой круг, что тоже немаловажно. А если не пройду по медицинским показателям, то пойду служить, куда прикажут.

Сегодня здоровье новобранцев — особая тема. Расширен список медицинских противопоказаний, которые позволяют получить отсрочку от армии.

— Комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву, уже давно формируются из врачей, которые не работают в военкоматах, — пояснил «Культуре» начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны Александр Фисун. — Они абсолютно независимы и руководствуются при определении степени годности призывника лишь медицинскими показателями. Поверьте, армии не нужны больные военнослужащие, у нас потом будет больше проблем с их госпитализацией или комиссованием. Мы, наоборот, требуем ужесточить нормы отбора.

Здоровье призывников еще лет 10–15 назад и впрямь оставляло желать лучшего. Диагноз «дистрофия» был не худшим — такие откормятся на незамысловатой перловке-тушенке. Призывали на службу порой с таким набором болячек, что можно было не то что в санаторий направлять, а сразу класть в реанимацию.

— Нынешние призывники, конечно, тоже разные по здоровью, но в последние годы крепких ребят приходит все больше, — рассказывает врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан Тверского военкомата Москвы, Светлана Качалина. — В большинстве своем призывники, особенно те, кто приходит сам, просятся служить в ВДВ, спецназе, морской пехоте. Но даже малейшее отклонение в состоянии здоровья мешает направить их в эти войска. Вот, например, у юноши сколиоз первой степени, с которым он может служить в армии, но не в экстремальных условиях. Многие обижаются, кто-то пытается скрыть свои болячки.

Тем не менее, по мнению Светланы Александровны, физическое состояние призывников стало заметно лучше по сравнению с прошлыми годами. По ее мнению, большую роль в этом сыграла система диспансеризации в районных поликлиниках. «Мальчики приходят к нам после грамотного оздоровления, которое они получают в школьные годы, — говорит Качалина. — Мы лишь выявляем степень годности — в какие войска послать».

Глядя на Арсения Томчука — крепыша в майке с портретом Владимира Путина на груди, понимаешь: у такого парня мечта сбудется. А мечта эта — служить в ВДВ. Он получил высшее образование и с дипломом в руках практически сразу отправился в военкомат.

— Мне нравятся парашютные прыжки, уважаю силу воли и силу духа, которые прививают в ВДВ, — говорит Арсений. — Заслужить право носить голубой берет российского десантника — это очень достойно. Я специально пришел пораньше — попасть в ВДВ непросто, но, думаю, что пройду по медицинским показателям.

Спрашиваю парня, чего он опасается в армии. Пресловутой дедовщины, например, или того, что в этом году в армию опять будут призывать ребят из Чечни, а призывников с Кавказа направлять служить не по территориальному принципу, как было раньше, а по всей России. 

— Что-то я слышал про конфликты, но это давно было, — не до конца понимает суть вопроса Арсений. — Я иду служить в Российскую армию, где есть устав и порядок, а все остальное — от безделья. А если что, то за себя постоять всегда смогу, да и товарищей в беде не оставлю.

Как пояснили «Культуре» в Минобороны, призывать в армию уроженцев Чечни было пожеланием главы республики Рамзана Кадырова. И если раньше здесь набирали служивых только во внутренние войска и в полицейские формирования, то после 20-летнего перерыва они пойдут служить и в армию.

— Никаких «диких дивизий», сформированных по национальному признаку, в российских Вооруженных силах нет и не будет, — заверил замначальника Генштаба, начальник Главного организационно-мобилизационного управления генерал-лейтенант Василий Тонкошкуров. — Призывать будем по потребностям войск — в рамках общей призывной кампании. Новобранцев из Крыма призывать начнем с весны 2015 года, хотя там весь цикл по призыву уже отлажен.

По словам Василия Петровича, престиж армейской службы существенно повысился, в том числе и из-за снижения фактов неуставных взаимоотношений. Социологические опросы показывают, что 85 процентов военнослужащих нынче испытывают гордость за службу в армии. А на вопрос «Верите ли вы в Российскую армию?» положительно отвечают 86 процентов россиян.