Генерал Владимир Проничев: «Замена Карацупы — дело техники»

Виктор СОКИРКО

29.05.2014

С каким словом у нас в первую очередь ассоциируется понятие «граница»? Конечно, застава. Так вот, застав на границе больше нет. Месторасположение пограничного подразделения существует, но называется оно — отделение. Комендатура — отдел. И отряда больше нет — есть служба. Привычные пограничные войска теперь — погранслужба. Нет больше и солдат-срочников, только военнослужащие по контракту. Что осталось неизменным, так это зеленая фуражка. Все изменения последних лет на границе, особенно активное введение технических средств, связаны с генералом армии Владимиром Проничевым, который возглавлял погранслужбу с 2003 до 2013 года. Уволен в запас по возрасту — в 60 лет.

культура: Какой участок наших рубежей считаете самым приоритетным?
Проничев: Безусловно, Северный Кавказ. Здесь граница с Азербайджаном, Грузией. Создана российская пограничная инфраструктура на внешних границах Абхазии и Южной Осетии. Приоритетными являются также Черноморский и Каспийский бассейны. На Каспий, к примеру, имеют выход пять стран, с ними подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Такое же сотрудничество у нас и с причерноморскими государствами, где введена автоматизированная система обмена информацией. Она позволяет в реальном времени передавать данные о движении судов. 

культура: Остальные участки границы можно считать более спокойными?
Проничев: Спокойствие на границе создают наши пограничники. Давайте пройдем по карте России от Каспия на восток. Там начинается граница с Казахстаном — очень сложный участок. Здесь проходят основные каналы наркотрафика, нелегальной миграции. Впрочем, основные направления мы совместно с казахстанскими коллегами нарушителям закрыли. Сложность еще в том, что по обе стороны границы из-за нестабильной социально-экономической обстановки в приграничье сформировалась устойчивая база пособничества трансграничной преступности. Есть она и на других участках. Например, на Дальнем Востоке действуют преступные группы — как с российской, так и с сопредельной стороны, которые безжалостно истребляют животный и растительный мир. Они выкапывают корень женьшеня, уничтожают кабаргу, дальневосточного леопарда, медведей. На монгольском участке беспокойство вызывает приграничная преступность - как с одной, так и с другой стороны.  На северо-западной и западной границе обстановка спокойная и стабильная, особых вопросов там прежде не возникало.

культура: Граница всегда была хорошо оснащена, а какие технические новинки сейчас появились?
Проничев: Начиная от стрелкового оружия и оптических приборов, до кораблей, самолетов, вертолетов, беспилотников — оснащенность на высшем уровне. Причем приобретается только отечественное. Но главное — не отдельные образцы, а комплексы, в том числе и автоматизированные системы контроля обстановки в пограничном пространстве, и системы ситуационных центров, способные комплексно и с высокой надежностью решать задачи по охране границы. На морских и сухопутных участках в состав данных систем включены современные средства автоматизации и связи, стационарные и мобильные средства наблюдения, автономные посты технического наблюдения без использования сотрудников. Даже пресловутая «колючка» из времен «железного занавеса» заменена на более эстетичные типы заграждений, практически невидимые на местности. Но не забывают пограничники и хорошо забытое старое. Возвращена конная подготовка, лошадей примерно две тысячи. Собак — около четырех тысяч. 

культура: Опыт легендарного Карацупы с его верной овчаркой Ингус в прошлое не ушел?
Проничев: А как он уйдет, если на ряде участков граница практически непроходима для техники?

культура: На границе теперь служат только по контракту?
Проничев: Да, солдат-срочников больше не призывают. Высокая техническая обеспеченность позволяет надежно закрыть границу относительно небольшим числом военнослужащих. Мы изначально выбрали комплектование на профессиональной основе. Сегодня в системе подготовки пять вузов, которые готовят для границы различные категории специалистов, и шестой вуз — для береговой охраны. Плюс академия. В официальный перечень введена специальность «пограничная деятельность». Три курса идет общее образование, а два последних — специализация. На последнем курсе определяется, где офицер будет служить. К примеру, на границе с Китаем. Значит, он изучает китайский язык, сопредельную территорию, культуру.