Балет на фоне мусора

Елена ФЕДОРЕНКО

26.03.2020


17 марта в петербургской Arts Square Gallery открылась выставка социального фотопроекта «Le Souffle. Дыхание», соединившая прекрасный мир балета и безобразные груды мусора.

Все помнят коллапс в Кучино, не забыт и ликвидированный сегодня полигон в Пулково. Но несортированные горы мусора все растут, грозя серьезными последствиями окружающей среде и населению. Вы наверняка думаете, что балет здесь ни при чем. Но с вами не согласятся авторы выставки — идейный вдохновитель Мария Рылеева-Коган, фотограф Ира Яковлева и ее участники — солисты петербургских театров и пара примкнувших к ним москвичей. Они решили привлечь внимание к важным экологическим проблемам современности: нелегальным свалкам и сортировке мусора. Сыграли на контрасте. В экспозиции — артисты балета в воздушных костюмах запечатлены на фоне отходов человеческой жизнедеятельности. 

Средства от продажи фоторабот организаторы проекта направят Региональному оператору по обращению с отходами в Ленинградской области — на борьбу с несанкционированными свалками.

Выставка вызвала живой интерес. Она продлится до 30 апреля. В период распространения коронавируса галерея работает в индивидуальном режиме, по предварительной записи —одновременно приходят несколько посетителей и держатся на расстоянии друг от друга. «Культура» поговорила с автором идеи Марией Рылеевой-Коган


— Идея выставки обратить внимание людей на проблему свалок —злободневна. Но не припомню больше подобных проектов. На память приходит только сцена из мюзикла Cats, где кошка исполняла арию на куче мусора, но там был заложен иной смысл, да и сам хлам выглядел эстетично… 

— Да, подобных выставок не было, что только усилило наше желание осуществить задуманное. Знаю, что москвичи обращались с просьбой снять видеоролик с балетными артистами на свалке, но получили отказ, возникли бюрократические сложности. Нас в Санкт-Петербурге сразу поддержали. Еще летом я обратилась в Комитет эконадзора Ленинградской области, и меня встретили удивлением: «Неужели кто-то из балетных решится поехать на помойку?» Но поняв, что это серьезно, спросили, чем могут помочь. Мы попросили только о возможности попасть на мусорные полигоны.

— Почему выбрали Arts Square Gallery?

— Одновременно со съемочным процессом я начала заниматься поиском выставочного пространства. Arts Square Gallery нашла для нас «окно» — так мы оказались в этом прекрасном месте. Видимо, судьба: выяснилось, что галерея расположена в доме, где жила легендарная балерина Анна Павлова.

— Не потому ли в экспозиции  фотография танцовщицы в костюме великой балерины?


— Это – совпадение, и удивительное. Когда я предложила солистке Михайловского театра Сабине Яппаровой принять участие в проекте, то сразу получила согласие. Знаете, все участники говорили «да», даже не дослушав меня! Сабина сразу спросила, может ли сниматься в восстановленном костюме Анны Павловой из миниатюры «Стрекоза».

— На снимках много птиц.

— Наша концепция основана на призыве защитить от гибели флору и фауну, потому и акцент на «птичьей» теме. Лебеди — черный и белый. Синей птицей из «Спящей красавицы» стал Андрей Яхнюк — солист Михайловского театра. Есть символические птицы — в костюмах, на которые мы нашивали перья: прима Мариинки Виктория Терешкина превратилась в Черного ворона. Солист Мариинского театра Василий Ткаченко снялся в костюме Призрака Розы из балета Михаила Фокина «Видение Розы». 

— И вы, и Ира Яковлева связаны с балетом, не так ли?

— Я училась в Вагановской академии, но на последних курсах перешла на педагогическое отделение, а потом связала свою судьбу с балетоведением. Ирина окончила Киевское хореографическое училище и долго танцевала в Театре Леонида Якобсона в Петербурге. В балетных кругах Ирина — известный фотохудожник. Все приглашенные артисты хорошо ее знают, работали с ней раньше. Ира понимает, как нужно снимать балетных артистов, чувствует специфику, позы, ракурсы, акценты, ее опыт — бесценный. Мы знакомы много-много лет, дружим с юности. 

— Когда вы задумались о вопросах экологии?

— Мы меняемся, когда становимся старше и у нас появляются дети. Каждое лето наша семья проводит за городом, на берегу Финского залива. Вижу, как стремительно побережье «зарастает» отходами, теперь по пляжу мы вынуждены ходить в обуви. Все новые и новые горы мусора появляются в лесополосе. Я поняла, что о культуре жизни, поведения, отношений с природой нужно говорить через культуру. Съемки были непростыми. Работали в спартанских условиях — в октябре и ноябре. Мы мерзли в нескольких пуховиках, зуб на зуб не попадал, а артисты выбегали в легких костюмах, прыгали и улыбались. Какую я испытывала за них гордость — они рисковали своим здоровьем, у всех вечерами шли спектакли, и нельзя было поддаться простуде! А ведь артисты работали бесплатно… Мы получили сильные и страшные впечатления: поражали гигантские горы мусора, засоряющего мир. Его вручную, в круглосуточном режиме сортируют люди: пластик, стекло, пищевые отходы, бумага… Картины на сортировках вызывают оторопь. Никто из нас раньше не задумывался над этим. Однажды мы приехали на мусорный полигон, и нас встретила большая собака — она, как охранник, сидела в будке. Сотрудники рассказали, что нашли ее в мусоре — кто-то выкинул крохотного щенка. 

— Москва увидит Le Souffle?

— Нам поступают приглашения из разных городов России. В Москве же мы планировали показать «Дыхание» осенью, на открытии нового театрального сезона, но сейчас в связи с распространением коронавируса определить точные даты невозможно. Надеюсь, привезем выставку и дополним ее фотографиями московских артистов. В наших съемках уже приняло участие двое москвичей из Музыкального театра Станиславского — прима Ксения Шевцова и солист Борис Журилов. Ксюша придумала потрясающий проект, цель которого призвать артистов балета сдавать свои пуанты в переработку. Она самый «экосознательный» артист из всех, кого я знаю. 

«Культура» поговорила с «экосознательной» примой Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Ксенией Шевцовой:

— Странная ситуация для балерины  сниматься на мусорной свалке. Не было мысли отказаться? 
 
— Экология волнует меня давно, и я стараюсь обратить внимание людей на угрозу катастрофы. Алиса Асланова, редактор La Personne, снимала небольшие фильмы про артистов балета. Фильм, точнее 20-минутный видеоролик, про меня назывался «Стихийная» — так с легкой руки Маргариты Сергеевны (М.С. Дроздова — народная артистка СССР, педагог-репетитор. — «Культура») ко мне многие обращаются в театре. По замыслу танец раскрывал четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля. Мне хотелось фрагмент «земля» снять на свалке или на фоне огромных блоков спрессованной макулатуры — однажды я видела такие глыбы. Ведь земля принимает наши отходы, их в нее закапывают. Нам тогда запретили съемки на мусорном полигоне, и мы работали на карьере. Жаль. Искусство нужно для того, чтобы ставить вопросы, искать решения и двигаться дальше. 
 
 
— Инсталляция «Балерина», представленная на выставке в рамках проекта Le Souffle, подарила вторую жизнь пластиковым «стаканчикам» — основе балетных туфель?

— Мария и Ира знали, что я озабочена идеей переработки пластиковых пуант. Они удобны, мне нравится в них работать, и я не хочу от них отказываться. Невозможно отказаться в нашей жизни от пластиковых элементов, например, в медицине без них не обойтись. Мы можем танцевать в пластиковых пуантах, но нам нужно думать о разумном потреблении, о том, как утилизировать пластик, губительный для природы и легко поддающийся переработке. Когда выставка была уже почти готова, то Маша и Ира предложили сделать какую-то инсталляцию с пластиком из балетных туфель, чтобы люди задумались. Я обратилась к художнику-скульптору Арсению Старынкевичу. Арсений взял за основу мою фотографию и создал полутораметровую инсталляцию, практически в полный рост человека.

— Где же вы взяли столько «стаканчиков»?

— Собирали практически целый год. В женской раздевалке поставили специальный бак и девочки бросали в него свои изношенные пуанты, предварительно очистив от ткани и ленточек. Мы даже записали рекламный ролик, где Наташа Сомова танцует «Умирающего лебедя», а потом выбрасывает свои туфли в наш бак. Танец сопровождается титрами-предостережениями, в них — страшная статистика ущерба, который наносят всему живому отходы полимерных материалов. Мы должны сберечь нашу планету! 

Фотографии предоставлены организаторами выставки.