В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля распахнула двери «Золотая кладовая». Параллельно музей представил старинные обои, украшавшие его стены в позапрошлом веке. Уникальные экспонаты были найдены почти детективным образом.
Омскую «Сибирскую коллекцию» не случайно называют аналогом Эрмитажной — они действительно похожи. Только в отличие от петровской, о здешнем собрании известно гораздо больше.
Древнее золото, которому усилиями реставраторов из Екатеринбурга удалось вернуть прежний солнечный блеск, — сокровища саргатских курганов. Саргатская культура была единственной в Западной Сибири, население которой стояло на пороге создания государства. Воинственные саргаты держали под контролем участок Великого шелкового пути. Так что золото текло к ним рекой.
Сокровища курганов подчеркнуто монументальны, ведь древние кочевники очень любили золото — символ солнца. Золотыми были все атрибуты власти вождей — массивная гривна, пластины на широком поясе, серьга, которая носилась в левом ухе. Кстати, у разных народов — скифов, гуннов, сарматов — знаки царского достоинства были одинаковыми. Мелкие золотые бляшки на одеждах складывались в орнамент, кожаная обувь застегивалась пряжками из того же желтого металла. Саргатских властителей вполне можно назвать «золотыми людьми». Безымянный военный вождь, похороненный в кургане близ деревни Исаковка Горьковского района Омской области, был не менее блистательным, чем знаменитый «Золотой человек» из Иссыкского кургана в Казахстане.
Древние ничего не делали просто так — любое изображение имело смысловую нагрузку. Ножны кинжала украшали бляшки с фигурами трех уток — птиц водоплавающих, соответственно, связанных со всеми тремя мирами. Внизу к ним подвешивалась фигурка львицы, у которой охота явно удалась, — на удачу хозяину кинжала. На пластинах пояса переплелись в яростной схватке пара львиноподобных существ и змей-дракон с гребнем на голове. Отражая представления древних о существовании в мире двух противоположных начал — добра и зла, земного и потустороннего.
«Вполне возможно, что сокровища, хранящиеся в Эрмитаже, были найдены в наших краях. Саргатская культура занимала огромную территорию, но в омском Прииртышье находился один из ее крупнейших центров», — говорит старший научный сотрудник музея Игорь Глазов.
В другом корпусе музея открылась еще одна выставка — приуроченная к 150-летию здания дворца генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края. Отсюда в XIX веке управляли одной третью Российской империи. Теперь здесь располагается Омский музей.
Строительство дворца на левом берегу Оми начал глава губернии Густав Гасфорд — «ученый генерал», немало сделавший для благоустройства и процветания города.
В праздники на бельведере — живописной башенке над дворцом — поднимали государственный флаг. Это почетное право Омску было предоставлено наряду с Петербургом, Москвой, Варшавой и Тифлисом.
После революции здесь находились канцелярия и кабинет верховного правителя России адмирала Колчака и Российское правительство. Потом из административно-территориального центра дворец стал центром культурным. В 1923 году под его крышей разместились сразу два музея — историко-краеведческий и изобразительных искусств.
Первоначальное внутреннее убранство дворца, увы, сохранить не удалось. Оно было утрачено в 1972 году — в ходе «реставрации», руководствуясь не поддающимися никакой логике соображениями, от него попросту избавились. В 2008 году, когда на втором этаже заменяли балконную дверь, сотрудники музея обратили внимание на серые мятые трубочки, заполняющие пустоту между кирпичной стеной и деревянной коробкой. Трубочки оказались фрагментами старых сцементированных обоев, когда-то украшавших стены дворца.
«В те времена обои не срывали при ремонте, а наклеивали на них новые. В реставрационной мастерской мы их разъединили, потом собрали обрывки, как мозаику, чтобы можно было сфотографировать общий вид», — рассказывает реставратор Татьяна Масюк.
Сейчас каждый посетитель музея может увидеть «губернаторские» обои. Элегантные — с тонким золотым узором на темном фоне, с пышным плющом, вьющимся по деревянной решетке. Роскошные — как те, навсегда ушедшие времена.