11.10.2018
Сыгравшая пошлейшую свадьбу дочери за два миллиона долларов краснодарская судья Елена Хахалева оказалась ветеринаром. Адвокат Алексей Салмин провел в Москве пресс-конференцию, на которой рассказал, что не смог найти никаких следов обучения «золотой» судьи на юриста в Сухуме. После громкого скандала общественность долго убеждали в том, что она якобы поступила в 1985-м в Сухумский госуниверситет, а затем окончила Сухумский филиал Тбилисского университета в 1991 году. Доказать это не удалось.
Конечно, в Абхазии в начале девяностых полыхала война, и некоторые документы могли потеряться, но, простите, не все же. Никаких следов студентки Требушной (девичья фамилия судьи) или Хахалевой в документации Абхазского госуниверситета не отыскалось — ни в приказах на зачисление, ни в протоколах государственных экзаменов. Не осталась женщина и в памяти обучавшихся в те годы студентов. Бланк диплома, который якобы получила Хахалева, был направлен в 1988 году не в Тбилиси и не в Сухум, а в Чечено-Ингушскую республику. Не исключено, что на руки будущая судья его действительно получила, но только нигде не учась — еще не совсем стерлась память о тех временах, когда человечек с табличкой «продам диплом, аттестат» стоял едва ли не у каждой станции метро.
Зато что удалось надежно документально подтвердить, это факт обучения Хахалевой на биофаке Кубанского университета в 1985 году. Кроме того, она точно работала ветеринаром. Профессия почтенная и нужная, но вот незадача — никак с судопроизводством не связанная.
За 27 лет судейской карьеры Хахалева вынесла 6000 приговоров (хорошо, что среди них не было смертных), и если выяснится, что она делала это, обладая дипломом ветеринара, ничего даже не слышав об Институциях Гая, то придется вынесенные решения отменять и пересматривать. Это не мелочи, но серьезный удар по нашей правовой системе. Впрочем, несколько тысяч вызывающих подозрение в правомочности приговоров — урон гораздо более весомый. Сразу возникает вопрос: а сколько еще таких судей-ветеринаров, землеустроителей и физкультурников у нас трудится, делает успешную карьеру, оформляет приговоры за такие деньги, что потом можно и свадьбу закатить? Скольким людям они своей продажностью или просто некомпетентностью испортили жизнь?
Надеюсь, что на все эти вопросы у нашей системы найдутся ответы. Пока же стоит обратить внимание на другое: в отличие от многочисленных сюжетов нашумевшая больше года назад история «золотой судьи» не забылась. Обычно ведь как — вспыхнул скандал, посудачили, полаялись на ток-шоу, и... ничего, шикуем дальше. Так было, так будет — уверены почти все. Очень редко громкий сюжет имеет долгосрочные последствия.
На днях в Москве прямо из зала суда был отпущен человек, который прошлым летом убил блогера Стаса Думкина. За необычную шляпу. Когда о преступлении стало известно, публика громко возмущалась, люди писали о том, как им страшно теперь выходить на улицу. Но как только общественный интерес стих, убийцу тихо приговорили к году и 11 месяцам заключения, которые он уже отбыл по системе «день за два», и отпустили в зале суда. Не знаю, насколько правы были следствие и суд, это не моя компетенция. Но, будем честны, вряд ли события развивались таким же образом, если бы все переживавшие и возмущавшиеся не забыли о преступлении через три дня.
В случае с «золотой судьей» нашлись люди, которые решили размотать клубок до конца, и это, как видим, дало неожиданный результат. Оказалось, что перед нами не совсем судья, а, скорее всего, совсем не судья. Если продолжать выяснять подробности, то может обнаружиться немало других столь же интересных и документально доказуемых вещей.
Хорошо бы расширить объем приложений нашей памятливости. Перестать быть обществом телеспектакля, живущим от хайпа до хайпа, от Шурыгиной до Бузовой и от пиарщицы «Леруа Мерлен» (все уже забыли, как ее зовут, а она пристроилась на теплое место) до Хабиба с Макгрегором. Нужно начать записывать предыдущие ходы.
Этот навык пригодится не только обществу, но и государству. Когда пресловутый «расследователь» Bellingcat, не так давно пойманный на том, что попросту нарисовал в фотошопе российский «Бук» на востоке Украины, снабжает прессу очередными «неопровержимыми» идентификациями — то Боширова, то Петрова, то мумии Рамcеса XXIV, просто стоит не забывать: это те самые ребята, что уже единожды солгали.
«Тех самых» вокруг довольно много, на каждом шагу. И во всех случаях от общества требуется, по сути, минимум — не забывать, вспоминать и доводить до конца выяснение обстоятельств. Как показал пример «золотой судьи», даже рыбу, пойманную в мутной воде исторического и геополитического хаоса, спустя почти тридцать лет все еще можно отличить от настоящей.
А главное, Хахалева, которая охотно давала СМИ комментарии о том, что против нее развязана «кампания» (очернить, мол, хотят честную женщину), теперь молчит. За несколько дней — ни одной реплики. Нет даже попытки опровержения. От былой словоохотливости не осталось и следа. Что ж, с удовольствием посмотрим, как будут развиваться события дальше. А вдруг мы увидим судью на скамье подсудимых?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции