13.12.2013
В Калининградской области будет создан музей Первой мировой войны. Идея принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому, власти западной губернии ее поддержали. Предложение чиновника никого не удивило: Калининградская область — единственная территория страны, где проходили бои самой масштабной кампании начала прошлого века.
О той далекой войне современники не знают практически ничего. Разве что хрестоматийный догмат из учебников истории: Первая мировая стимулировала революционную ситуацию в царской России. Да еще шифр к заветному сейфу из «Новых приключений неуловимых» — там тоже «1914».
— Спросите большинство прохожих на улице: что такое Брусиловский прорыв? — возмущается краевед Александр Панфилов. — Или пусть назовут хоть одного героя тех битв. Все! Ступор! Мы вырвали эту часть нашей истории из памяти...
Реакцию человека, долгие годы бескорыстно отыскивающего воинские захоронения того периода, понять несложно. После того как Панфилов с товарищами, перелопатив горы архивных документов, находят очередную братскую могилу, как правило, начинается привычный бюрократический «футбол». Чиновники не понимают: почему они должны брать на баланс еще одну обузу. Тем более что речь идет не о Великой Отечественной — безусловно, «нашей» войне, а о другой — про которую все вообще не очень понятно. В результате стараются как можно дольше не замечать писем и предложений назойливых следопытов. Между тем на территории бывшей Восточной Пруссии находится 1076 братских могил времен Первой мировой, и только каждая десятая из них имеет официальный паспорт и закрепленный землеотвод.
— Многих надо лечить от исторического невежества и склероза — утверждает Панфилов. — Чтобы не были иванами, родства не помнящими.
Именно об этой проблеме в ходе недавнего краткосрочного визита в область говорил и министр культуры России Владимир Мединский, предложивший организовать музей Первой мировой на базе одного из калининградских фортов.
— Министерство готово взять на себя работы по организации и содержанию музея, которые будут выполнены за счет государственного бюджета, — пояснил «Культуре» Мединский. — Сам музей получит федеральный статус. В свою очередь область заверила, что возьмет на себя выделение земельных участков и их благоустройство.
В конце ноября, посетив Калининград, глава Минкульта одобрил место для размещения будущих экспозиций. Место интересное. За фортом №3 в Калининграде давно закрепилась слава мистической цитадели, хранящей в своих лабиринтах немало исторических тайн.
— Мощный бастион, построенный в конце позапрошлого века, изначально назывался «Кведнау», затем — «Король Фридрих III», — пояснил «Культуре» известный в регионе автор книг о мистике этой земли Сергей Трифонов. — Он прикрывал Кёнигсберг с направления Кранца, ныне Зеленоградска. По форме это вытянутый шестиугольник, окруженный рвом десятиметровой ширины. Внутри созданы необходимые условия для жизни и ведения боевых действий целого гарнизона. Прусские инженеры продумали все до мелочей: автономные системы отопления с дымовыми обогревательными каналами внутри стен, сети водоснабжения из колодцев, системы вентиляции, выгребной канализации и энергообеспечения. Поэтому немецкий гарнизон в 1945 году продержался здесь очень долго...
Тогда, в ходе штурма, мощная цитадель получила совсем незначительные повреждения. Гораздо сложнее крепости пришлось в послевоенное время.
— В постперестроечные годы бесхозный заброшенный форт облюбовали бомжи и кладоискатели, — рассказал нашей газете историк Александр Каменский. — Первые повыдирали все, что содержало металл — двери и решетки ушли за гроши в утиль. Но больше повезло черным копателям: оказалось, что в подвалах цитадели хранились экспонаты музея «Пруссия», которые искали после войны по всему миру.
Сколько уникальных находок досталось нелегалам-частникам, теперь уже не выяснишь. Только в рамках официальной экспедиции в цитадели, организованной в конце 90-х, было обнаружено 30 000 экспонатов, которые в настоящий момент хранятся в Калининградском областном историко-художественном музее.
Несмотря на то, что в марте 2007 года региональное правительство объявило форт объектом культурного наследия областного значения, в жизни «Короля Фридриха III» практически ничего не изменилось. Некогда грозная цитадель по сей день представляет собой печальное зрелище. Так что предложение министра культуры фактически спасло уникальный объект от дальнейшего разрушения. По планам областных властей, двери для первых посетителей музей Первой мировой войны откроет уже в августе следующего года. Как раз к столетию начала грандиозной баталии.
Жаль пропавшие экспонаты, но многие специалисты уверены: если форт отмыть от следов пребывания бомжей, сделать хорошую подсветку и пригласить знающих экскурсоводов, уникальный музей будет приносить прибыль. От желающих прикоснуться к истории, полазать по лабиринтам и подвалам не будет отбоя.
— Если еще и устраивать интересные выставки, новый проект точно выйдет на самоокупаемость, — заверил «Культуру» директор областного историко-художественного музея Сергей Якимов.
Проблем с экспонатами и свидетельствами тех далеких дней, уверены краеведы, также не предвидится. Почти на каждом метре калининградской земли можно отыскать следы обеих мировых войн, прокатившихся по здешним местам.
Открытие музея — не единственное мероприятие к столетию начала Первой мировой. В Калининграде планируется установить еще и монумент в память о погибших. Его автор — народный художник России Салават Щербаков. Сейчас в Калининграде подбирают участок, где может быть установлен памятник.