21.12.2017
Генеральная идея звучит просто: хомо сапиенс — не конечная фаза эволюции и не «венец творения». Человек должен сам выйти на новый эволюционный виток, доразвив себя до киборга, а затем и вовсе — перенеся свое сознание в компьютерный носитель. Фантазия? Очевидно. Но известный публицист и футуролог Фрэнсис Фукуяма почему-то назвал ее «самой опасной идеей в мире».
Базовая мысль не нова. Немецкий философ Фридрих Ницше устами своего героя Заратустры постулировал: «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Нового Homo, как известно, попытались выковать из старого в прошлом веке, но успехом масштабные проекты «переустройства нашей косной природы» не увенчались. Сегодняшние ницшеанцы опираются на научные открытия и технические прорывы второй половины XX столетия. Поступь научного прогресса действительно впечатляет: с одной стороны, ЭВМ — микроэлектроника — интернет — искусственный интеллект, а с другой — открытие ДНК — расшифровка генома — генная инженерия. Обе ветви развития хорошо дополнили друг друга.
Казалось бы, прекрасно: прогресс не остановился, у землян есть шансы жить дольше, стать лучше. Как не порадоваться, например, успехам протезирования. Скажем, Luke arm — протез руки, позволяющий своему владельцу осязать предметы. Или бионические «конечности», которыми можно двигать, лишь подумав об этом. Сегодня это уже целая индустрия.
В токийском университете доводится до ума устройство RatCar —«крысомобиль». В отвечающий за моторику раздел мозга парализованного грызуна вшиты электроды, соединенные напрямую с колесным устройством. Мозговым усилием крыса может катить тележку в нужном направлении. При переносе разработки на обездвиженного человека мы получаем нечто, ранее невозможное. Очевидно, все это — вполне морально оправданная помощь людям с ограниченными возможностями. Но киборгизация имеет свою логику развития. Так, уже разрабатываются протезы для бегунов или альпинистов: эти «части тела», по задумке инженеров, должны стать гораздо совершеннее естественных конечностей. Создан протез для музыканта-ударника, позволяющий выбивать немыслимые синкопы.
А почему бы не придать своему телу и мозгу некоторые новые функции? Нил Харбиссон, британский музыкант и художник, с рождения не различающий цвета, решил необычным образом поправить изъян. В его мозг вмонтировали специальный датчик, позволяющий слышать цвет (включая ультрафиолетовый и инфракрасный спектры) как звук. Из головы этого первого официального киборга торчит антенна. В 2010 году Харбиссон основал международное общество Cyborg Foundation. Цель организации — помочь всем желающим стать киборгами. Причем многим не нужна медицинская помощь. Скажем, на Западе стало уже почти привычным вживление в руку электронных биочипов — от информационных, с полным набором личных данных, до служебных пропусков и транспортных карт.
Прорывными направлениями науки занимаются и в калифорнийской Силиконовой долине, и в Массачусетском технологическом университете, и в других мощных научных центрах. Президент компаний SpaceX и Tesla Илон Маск разрекламировал недавно проект Neuralink по разработке нейрокомпьютерных интерфейсов, призванных связать человеческий и машинный мозг. Конечная цель — усовершенствованные люди. Похожими разработками занят американский же бизнесмен-мормон Брайан Джонсон, возглавляющий корпорацию Kernel. Культовый американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл, которого называют гуру трансгуманизма за пропаганду «цифрового бессмертия» в результате переноса человеческого сознания на компьютерные носители, стал несколько лет назад техническим директором компании Google. Практически одновременно компания запустила проект Calico, ставящий целью победу над старением с полуторамиллиардным бюджетом и непрозрачнй для наблюдателей.
Очевидно, что часть подобных исследований ведется за закрытыми и «полузакрытыми» дверями ВПК. Так, скажем, продолжаются попытки объединить методы генной и электронной инженерии. Например, стало известно об идее «выращивать» интерфейс «мозг-компьютер» прямо из серого вещества внутри черепной коробки. К этому добавляются сообщения о генетических химерах, создаваемых в лабораториях, вроде светящихся кроликов. Генетики шутят? Но на каком-то этапе многих наблюдателей, в том числе с научными степенями, такие экзерсисы перестали вдохновлять и забавлять, а начали нешуточно тревожить. Все чаще звучит вопрос: куда идет человечество?
Ответ существует. Автор термина «трансгуманизм» Джулиан Хаксли озвучил его в своей книге 1957 года «Новые бутылки для нового вина». Первый гендиректор ЮНЕСКО, основатель Всемирного фонда дикой природы, внук знаменитого дарвиниста Томаса Хаксли и брат не менее известного писателя Олдоса Хаксли, он писал: «Человеческий вид может, если он захочет, преодолеть себя...» Упоминая о некоем «космическом долге» человечества, Джулиан Хаксли не забыл и возможных оппонентов. «Все начнется с разрушения идеологических институтов, препятствующих достижению наших основных целей».
В 1997 году возникла Всемирная трансгуманистическая ассоциация (WTA), насчитывающая ныне более 5000 членов, среди которых есть и наши соотечественники. Несколько лет назад WТА выпустила «Трансгуманистическую декларацию», в которой констатируется, что наступает пора трансформации в неочеловечество с помощью новых технологий. В документе заявляется о грядущем преодолении «ограниченности естественного интеллекта... старения... страдания и заточения в пределах планеты Земля». При этом утверждается необходимость «отстаивать моральное право тех, кто собирается использовать эти технологии, перед лицом технофобии и нелепых запретов».
Стоит отметить, что критику трансгуманисты воспринимают спокойно. Они обобщили претензии к учению (научная несостоятельность, угрозы морали и демократии, опасность разделения общества на «высших» и «низших» и т.д.) и внесли их в каталог «аргументов». Против каждого они терпеливо и вдумчиво выдвигают свои контраргументы.
Главный «козырь»: мы даем запутавшемуся вконец человечеству выход, основанный на оптимизме, научном творчестве и свободе. То есть пока нам предлагают добровольный и радостный вход в «прекрасный новый мир». Мягко советуют не артачиться. Однако слишком многих землян почему-то совсем не тянет в эту клетку.
Георгий МАЛИНЕЦКИЙ, доктор физико-математических наук, руководитель сектора «Нелинейная динамика» Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН:
— Я бы охарактеризовал трансгуманизм как квазирелигиозную концепцию. Ведущие ученые разных областей пока не понимают, что такое сознание, а эти люди смело ставят целью проекта перенесение сознания в кибернетические устройства. То есть это не наука, а вера.
Трансгуманисты мыслят человека как машину: физиологическую и когнитивную, но время таких метафор давно прошло. Со времен французского материалиста XVIII столетия Ламетри, смотревшего на организм как на самозаводящиеся часы, ученые много узнали о сложности человеческого устройства. Все предыдущие попытки создать сверхчеловека заканчивались созданием недочеловека. И это надо помнить.
Впрочем, основные проблемы, возникающие при попытке воплотить в жизнь такие идеи — не научного, а социального характера. Вспомним «Фауста» Гёте. Главный герой просил Мефистофеля, в конце концов, о вечной молодости. Но так и не понял, что с ней делать.
Известный американский психолог Эрик Берн полагал, что в каждом индивидууме живет три личности: ребенок, родитель и взрослый самостоятельный человек. В последнем амплуа он понимает, что сам несет ответственность за все: «за пироги и пышки, за синяки и шишки». Трансгуманисты же, по-моему, ведут себя в логике ребенка — хотят стать сильнее взрослых — такими же крутыми, как трансформеры из комиксов, благодаря вживленным чипам, искусственному интеллекту, экзоскелету. Не лучше ли повзрослеть?
Почему эти работы финансируются лучше многих других? Эффектными форсайтами людей надо как-то отвлекать от реальных сегодняшних безобразий, вовлекать в виртуальные развлечения и проблематику. «Отвлекать — развлекать, дурачить». Как в фильме «Матрица».
Наука сегодня сплошь и рядом — служанка больших денег. С одной стороны хозяева мира охотно оплачивают исследования по продлению жизни, так как хотели бы наслаждаться своим богатством и властью вечно. Платит за исследования по киборгизации и американский ВПК, озабоченный созданием универсального солдата-киборга, боевых умных роботов. И эти перспективы вполне реальны. Правда, выжить обычному человеку в таком мире будет весьма проблематично.
Мне кажется, ученым всей планеты пора совместно воздействовать на политиков с целью выработки международных ограничений на подобные разработки. Так, как это отчасти удалось сделать в прошлом веке с атомным оружием. Вопрос, по-моему, стоит предельно ясно: хочет ли человечество пожить еще или нет?
Валентин КАТАСОНОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО, публицист:
— Думаю, что трансгуманизм — это сочетание самообмана и намеренной лжи. Как специалист в области экономики и финансов могу свидетельствовать, что мы — в основном не созидатели, а разрушители. В этом нет ничего удивительного: человек может созидать только вместе с Богом. В противоположном случае получается или имитация, или прямое разрушение. Я ежедневно наблюдаю плоды такой деятельности в финансовой сфере — все эти «пузыри», криптовалюты и другие бизнес-галлюцинации. Западный обыватель, находясь в дурмане, начинает мнить себя неким сверхчеловеком, тщится научно-техническими инструментами достичь нового эволюционного уровня.
Недавно наш бывший министр финансов Алексей Кудрин огорошил публику сообщением о скором прекрасном будущем, для которого сейчас разрабатывается этакое средство Макропулоса. Подобным байкам уже не один век. Но сегодня они вписываются в идеологию либерализма, почти достигшую своего разрушительного пика. Безграничная свобода творить, что вздумается, распространяется сегодня на свое тело, но по этой логике непременно выйдет и за его пределы в виде свободы научного эксперимента, который тормозят пока отсталые наукофобы.
Трансгуманисты обвиняют своих оппонентов в технопессимизме, боязни научных достижений. Но здесь кроется тонкая подмена. Мне, например, говорят: «Почему вы критикуете распространение биткоинов, вы что — против технологии блокчейн?» Я отвечаю им: «При чем здесь блокчейн?» Это универсальная технология и действительно интересный новый инструмент. А биткоины — не просто очередная финансовая пирамида, но обкатка глобальных электронных денег без всякой приставки «крипто». Их тотальное внедрение вместо традиционных платежных средств превратит мир в единый цифровой концлагерь. Когда я вижу, что, с другой стороны, идет разработка и нарастающая пропаганда чипирования каждого человека якобы для его удобства, то понимаю, что у двух этих направлений есть некая точка схождения. Любой землянин должен стать полностью «прозрачным» и контролируемым из одного центра. Это и будет реальной киборгизацией всей Земли.
Сегодня научно-технический прогресс по сравнению с тем, что было 30 лет назад, подозрительно сузился, как бы редуцировался к направлениям «главного удара». Немецкий экономист Клаус Мартин Шваб — основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе — в прошлом году презентовал свою книгу «Четвертая промышленная революция». В ней он, называя приоритетные ныне направления науки и техники — биотехнологии, робототехника, электроника, информационные науки, — признается, что чувствует их нацеленность в одну точку, но не постигает ее смысла и опасается его. Из этого я делаю вывод: даже нынешние «управители» мира не вполне понимают, что происходит. Они напоминают героя старой притчи про незадачливого ученика мага, научившегося махать волшебной палочкой, как хозяин, и вызвавшего на свою беду духов, с которыми не может справиться.
Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса, бывший инженер-атомщик:
— Как известно, бумага все стерпит. Да и монитор компьютера тоже — можно изложить на них любую наукообразную идею. Чтобы выявить суть подобных сказок, нужно постараться понять — какого они духа. Когда я слышу, что человек должен отказаться от своих мешающих ему жить слабостей и стать «суперским», то у меня сразу два вопроса. Первый: а если я хочу остаться «несовершенным», вы меня в свой новый мир не пустите, что ли? А второй: как получить гарантию того, что вы, господа-прогрессоры, меня «улучшите», а не искалечите, а то и вовсе не угрохаете? Допустим, ваши методы сработают, и я стану совершенной «думающей машиной», избавлюсь от поломок плоти, от ее желаний — ни любящая жена, ни дети мне больше не нужны, ни вкусный обед. А что заменит все эти радости земные? Чистое познание? И много ли таких людей найдется на Земле? Я бы хотел увидеть хоть одного.
Кто-то из святых отцов дал афористичную формулу: «человек словесен и бесконечен». То есть мы созданы Словом Божиим по Его образу и подобию, поэтому мы изъясняемся словами и бессмертны, как и Отец наш небесный. Творец по-гречески недаром звучит как «поэтос». Все его творение — это поэма, а не компьютерная программа. Поэтому ни в какую «цифру» невозможно загнать не только человеческую душу, но и тело — мы не раскладываемся на двоичный код, из других «кирпичиков» сделаны.
Не оцифруешь даже самопожертвование животного ради детенышей, не говоря уже о человеческой любви, сострадании, подвиге. Можно сделать лишь машинную имитацию, обманку. Значит, если вы говорите, что все это запрограммируете, то лукавите. А если признаете, что все это для вас лишнее в будущем, то зачем нам такой мир?
Прагматизм, доведенный до жестокого маразма, — давняя болезнь западной цивилизации, ярко проявившаяся, скажем, в гитлеровском Рейхе. Но идеологи трансгуманизма, видимо, плохо учили уроки истории.
Думаю, что проекты, ставящие целью «преобразование» человека, — это грандиозные аферы по вышибанию денег из правительств. Приоритетное финансирование этих псевдозадач в ущерб, например, исследованиям по возобновляемым энергетическим ресурсам, освоению Мирового океана и другим насущным глобальным проблемам, наводит на раздумья.
Беда, что за фантазерами в подобных проектах стоят не только банальные жулики, но и откровенные негодяи. Эти люди считают вправе решать за все человечество. Что хорошо для него, а что плохо. Во всех предыдущих глобальных экспериментах народы дорого за них платили. В этот раз, учитывая возросшую мощь техники, плата может оказаться непомерной. Отвержение заповедей Божиих ни к чему хорошему не приводило и не приведет. А подтолкнуть приближение апокалиптических событий — вполне может... «И вы будете, как боги, знающие добро и зло» — с этого началась человеческая цивилизация. На этом же может и закончиться.
Фото на анонсе: PHOTOXPRESS