Владимир Путин: «Рассчитываю на широкую поддержку граждан»

14.12.2017

Тринадцатая большая пресс-конференция Владимира Путина анонсировалась как особенная. Такой и оказалась. Президент, заявив о том, что его кандидатская программа скоро будет представлена, обрисовал стилистические контуры выборной кампании и ответил на десятки жестких вопросов — о Сирии и Украине, здравоохранении и коррупции, майских указах и ЖКХ. Внешняя политика России остается неизменной, сложностей в России хватает, от проблем прятаться нельзя, но и преувеличивать их масштаб не стоит.

Главная интрига предвыборной пресс-конференции разрешилась почти сразу: Владимир Путин будет баллотироваться как самовыдвиженец. Не потому, что не доверяет существующим политическим и общественным институтам, а потому, что рассчитывает на «широкую поддержку граждан».

Политике была отдана значительная часть разговора президента с журналистами: глава государства посетовал на то, что не может же он сам воспитывать себе оппозицию, апеллировал к «либеральным оппонентам», которые «шумят по площадям», а также ответил на очень распространенный вопрос о «ручном управлении»: мол, без приказа из Центра ничего не делается. «Вмешиваться в каждый вопрос невозможно... конечно, надо знать все... Для этого мы проводим и сегодняшнее мероприятие... когда люди напрямую могут добраться до первых лиц государства... это только дополнение к общей системной работе», — заявил Путин.

Одним из мотивов пресс-конференции стало признание президента в том, что «люди, конечно, очень многим недовольны на сегодняшний день, и правы — можно было бы лучших результатов добиваться». Эта тема была развернута на примере ЖКХ. «Я не считаю, что ситуация развивается позитивно, к сожалению, — сказал, отвечая на один из вопросов, Путин. — Проблем больше, чем их решений. Да, решения были приняты в последние годы, да, кое-что поменялось. Думаю, что и региональные власти, и федеральные органы власти, которые за это отвечают... явно недорабатывают». Нарекания вызвали и некоторые аспекты работы правоохранительных органов, которые вскоре, судя по всему, ожидает серьезная ротация.

Но никакого самобичевания президент не допустил. Там, где можно было отметить успехи, Путин с видимым удовольствием сделал именно это. Рассуждая о майских указах, которые легли в основу предвыборной программы нынешнего срока, президент отметил: «Если вспомните, указы только вышли, начался «плач Ярославны» по поводу того, что они неисполнимы и что это слишком большая нагрузка на бюджеты всех уровней... Тем не менее я посчитал это правильным и необходимым... Если бы не было этих ориентиров, которые были заданы в 2012 году в указах, по поводу необходимости обеспечить рост заработных плат в бюджетной сфере... было бы хуже намного». Ну а в целом, что происходит с указами? Примерно 94% исполнено. Это касается и уровня зарплат в бюджетной сфере, и аварийного жилья, хотя, ветхое, конечно, мало чем иногда отличается от аварийного. «Была поставлена задача — обеспечить детей местами в детских садах... Сейчас в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации эта задача решена полностью».

Разумеется, невозможно было проигнорировать тему зимней Олимпиады 2018 года: после беспрецедентного решения МОК, основанного на показаниях информатора WADA Григория Родченкова, российские спортсмены вынуждены ехать на Игры в «нейтральном статусе». «Как так получилось, что такой субъект оказался во главе нашей антидопинговой структуры? Ошибка, конечно, тех, кто это сделал. Я знаю, кто это сделал. Но теперь что об этом говорить?» — пояснил президент, с одной стороны, не вступив в дискуссию о решении атлетов участвовать в Играх (а полемика ведется на повышенных тонах), а с другой — признав, что на МОК оказывается давление, и в России это понимают.

Внешнеполитические темы были традиционными. Эмоционально Путин отреагировал на вопрос Associated Press о том, поддерживает ли Москва ужесточение санкций против КНДР и не видит ли в этом возможности для улучшения отношений с США. «Вы вообще нормальные люди, нет?» — удивился глава государства. «Ваши конгрессмены... поставили нас в один ряд с Северной Кореей и Ираном, и при этом подталкивают президента, чтобы он уговорил нас вместе с вами решать проблемы Северной Кореи», — вердикт был понятен: сотрудничество с КНДР будет продолжено, а что касается США, то не в ущерб интересам России мы готовы к диалогу с Трампом.

О Сирии Путин высказался коротко, рассказав о посещении базы Хмеймим и отметив, что Дамаск не решит проблему своих беженцев самостоятельно. Зато об Украине говорили много. Досталось и официальному Киеву («у сегодняшней киевской власти... нет никакого желания начать настоящий политический процесс»), и оппозиционному экс-главе Грузии («То, что делает Саакашвили, — это плевок в лицо грузинского народа и украинского народа. Как вы это терпите до сих пор?.. Носится по площадям и кричит на весь мир «я украинец»... Так жалко на это смотреть. У меня сердце кровью обливается»). Стоит отметить, что о Порошенко президент России никогда не отзывался с таким презрением, «борец с режимом» Мишико в глазах Путина выглядит героем гораздо более отрицательным.

Отношения с Украиной, впрочем, не безнадежны. «Мы пройдем через это, я уверен», — отметил Владимир Путин, в очередной раз подтвердив, что никакой вражды между русскими и украинцами, исторически близкими народами, нет.

За почти четыре часа пресс-конференции ни один из журналистов не спросил у президента о культуре, да и тема образования в средней школе прозвучала лишь в контексте Сирии. Кроме того, из поля зрения прессы выпали проблемы людей с ограниченными возможностями, криминализация подростковой среды. Важным аспектом стоит считать и отсутствие «традиционалистской» повестки (дорогого стоит отказ президента от запрета абортов — тема довольно болезненная).

«Власть не должна быть похожа на бородатого мужика, который лениво выковыривает капусту из своей бороды», — заявил Владимир Путин. Вероятно, именно эти слова лягут в основу спокойной стилистики президентской кампании. Умеренность, ответственность, общественное согласие — таковы ее главные цели.


Фото на анонсе: Reuters/Pixstream


Полный текст пресс-конференции Владимира Путина