Обыкновенный Чудов

Андрей МОИСЕЕНКО

15.12.2015

В сердце страны — Кремле — началась большая перестройка. Столь масштабные работы проводятся здесь впервые с 1959 года, когда были снесены старое здание Оружейной палаты и еще несколько сооружений, на месте которых возвели Дворец съездов. Нынешние перемены символизируют не отрицание, а, наоборот, возвращение к истокам. Сейчас рабочие разбирают так называемый 14-й корпус, построенный в начале 30-х для Военной школы РККА на месте снесенных «пережитков» — двух средневековых монастырей, Чудова и Вознесенского, и Малого Николаевского дворца. Возможно, их восстановят, хотя об этом пока говорить рано. В любом случае здесь планируется провести масштабные археологические изыскания, в ходе которых, надеются ученые, прояснится немало тайн. Заодно с новой силой вспыхнули разговоры о библиотеке Ивана Грозного, которая, по преданию, хранится в кремлевских подземных лабиринтах. Неужели найдут?


Средневековая Рублевка

Москва, Кремль, 31 июля 2014 года, 14.00. На официальном сайте президента РФ kremlin.ru появляется информация: «Владимир Путин встретился с мэром Москвы Сергеем Собяниным, заместителем директора Музеев Московского Кремля Андреем Баталовым, ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским и комендантом Московского Кремля Сергеем Хлебниковым. В ходе встречи обсуждалась идея восстановления на территории Кремля Вознесенского и Чудова монастырей». 

За сухими строчками — новость всероссийского масштаба. Во-первых, облик Кремля опять изменится: здание, построенное в начале 30-х и ставшее уже узнаваемым, будет снесено. Во-вторых, появился шанс вернуть историческую справедливость: Чудов и Вознесенский монастыри, уничтоженные большевиками в 1929 году, существовали на территории Кремля с конца XIV века. И, в-третьих, археологи не без оснований предполагают, что под Кремлем расположен богатейший культурный слой, сулящий не одно сенсационное открытие. 

Надо сказать, Министерство императорского двора, а потом НКВД — КГБ — ФСО не разделяли энтузиазм ученых. Если раскопки на территории главного историко-архитектурного ансамбля страны и велись, то бессистемно и почти всегда лишь при сносе-строительстве зданий, прокладке коммуникаций. Сейчас же археологам наконец пошли навстречу: пообещали отдать «на откуп» всю территорию, освобожденную от снесенного 14-го корпуса, 65 000 квадратных метров.

— Мы в предвкушении грандиозных открытий, — потирает руки Александр Векслер, патриарх столичной археологии, бывший главный археолог столицы, а сейчас советник мэра. — Есть возможность дойти до истоков. Сейчас история Москвы отсчитывается с 1147 года, когда она впервые была упомянута в Ипатьевской летописи, но я убежден, что город гораздо старше. Мы будем проводить раскопки на месте, откуда фактически и пошла Москва. Думаю, здесь культурный слой достигает шести метров в глубину.

По словам археолога, еще до создания Чудова и Вознесенского монастырей эти места считались у наших предков территорией элитной застройки. Известно, что здесь был посад, где селились богатые купцы и знатные дружинники — этакая Рублевка ранней Москвы.

Только в XX веке на территории Кремля было найдено 12 кладов — и это при всех ограничениях для археологических работ. Самый крупный — так называемый Большой кремлевский клад, его обнаружили в метре от стены 14-го корпуса: более трехсот серебряных украшений в истлевшем деревянном сундуке. Археологи уверенно датировали находку XIII веком и предположили: знатная горожанка или ее слуги закопали сундук с драгоценностями в 1238 году, когда город осадили войска Батыя. Кстати, во дворе этого корпуса в 1991 году был обнаружен еще один клад с украшениями того же периода. А ранее, в 1969-м, при углублении подвала наткнулись на серебряные монеты. Начало же сюрпризам в этом корпусе было положено еще при его возведении — тогда строители обнаружили кубышку с 91 монетой золотоордынской чеканки. Так что поистине здание стоит на золотом фундаменте. 

Вообще, на территории Кремля находят множество самых разнообразных предметов: от пуговиц петровских солдат и фрагментов кольчуг до посуды и берестяных грамот времен Дмитрия Донского. Есть в сердце Москвы даже свое городище эпохи раннего железа — I тысячелетия до н.э. 

Поразительна одна из находок, объяснить которую ученые не в состоянии. В 1805–1807 годах в Кремле проводили ремонтные работы и наткнулись на бронзовый сосуд с медными монетами. Находка попала к известному собирателю русской старины Павлу Коробанову. Ученые датировали сосуд XVII веком, а монеты оказались... античными. Их отчеканили в Римской империи в I–III веках н.э. Как они попали в Москву? Загадка. Возможно, в Кремле жил нумизмат, чье имя неизвестно.

Кто копает под Кремль?

Разбор 14-го корпуса продлится ориентировочно до марта 2016 года. Сооружение прежде было четырехэтажным, а теперь с некоторых сторон уже снесено до второго этажа. По словам Сергея Сахарова, заместителя главы «Моспромстроя», использовать при сносе взрывчатку или тяжелую технику нельзя:

— Есть риск, что вибрация повредит стоящие по соседству исторические здания.

Применяют максимально щадящую технологию — плиты корпуса режут алмазными пилами, используют алмазные сверла. Потом блоки кранами грузят на самосвалы и вывозят через главные ворота Кремля — Спасские. Всего предстоит удалить около 100 000 тонн строительного мусора. На объекте трудятся более 400 человек. Работа идет круглосуточно, в три смены.

Главное неудобство при работе с алмазными насадками — обрабатываемую поверхность надо постоянно поливать водой. На морозе она тут же замерзает. Поэтому на стройплощадке скользко — приходится все посыпать песком. А вот туристов это нисколько не смущает. Многочисленные гости столицы делают селфи рядом с полуразрушенным зданием. Еще больше людей фотографируются на Красной площади на фоне кранов, торчащих из-за Кремлевской стены — не каждый день увидишь такое. Ну и, конечно, на стройке круглосуточно дежурят сотрудники ФСО. 

А скоро, не дожидаясь окончательной разборки, к работе приступят ученые. По некоторым сведениям, в цокольном этаже и в фундаменте были использованы плиты от взорванных монастырей: если на них окажутся надписи или фрагменты фресок — это уже ценный исторический материал.

— Мы доподлинно не знаем, как строился 14-й корпус, — говорит завотделом нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля Сергей Зверев. — Все было засекречено. Известно лишь, что здание возводили по распоряжению Сталина, средства на него были прописаны отдельной строкой в бюджете, а трудилось тут несколько тысяч рабочих.

Возможно, более конкретные сведения хранятся в недрах ФСО? 

— В Федеральной службе охраны нет открытой информации на этот счет, — уклонился от прямого ответа советник директора ФСО Сергей Девятов, добавив, что «14 корпус — очень интересный объект». 

Первоначально это здание называлось: 1-я Советская объединенная военная школа РККА имени ВЦИК. Здесь жили и учились будущие полководцы, их называли кремлевскими курсантами. Потом курсантов перевели в Лефортовские казармы. А в корпус переехала комендатура Кремля и секретариат Президиума Верховного Совета СССР. Затем в здании разместился Кремлевский театр, собирались партийные бонзы на пленумы ЦК КПСС, здесь был кабинет Бориса Ельцина, выступал с ежегодным Посланием Федеральному собранию Владимир Путин. В корпусе для него был оборудован резервный кабинет, работала пресс-служба президента и еще несколько отделов его администрации. 

А потом здание начало в буквальном смысле рассыпаться — появился риск, что однажды оно сложится, как карточный домик. В 2011 году всех чиновников переселили на Старую площадь, началась реконструкция, на которую потратили немало миллиардов рублей. Но в конце концов все-таки решили снести. К радости не только археологов, но и некоторых ценителей прекрасного — по мнению многих, 14-й корпус совсем не вписывается в ансамбль Московского Кремля. Другие, впрочем, этого не одобряют. Дескать, здание за годы существования само стало историческим, его стены можно обвешать мемориальными досками известных людей, которые здесь учились и работали. А что касается археологических изысканий, то по-хорошему надо не ограничиваться периметром корпуса, предлагают некоторые энтузиасты, а перекопать всю Ивановскую площадь, выложенную брусчаткой. Там остались подвалы и фундаменты двух церквей, братских келий и митрополичьего дома. В 1995 году в подвальных помещениях была обнаружена могила великого князя Сергея Александровича, убитого в революцию 1905 года. Кто знает, какими новыми открытиями и находками порадует историков Кремль. Некоторые даже надеются обнаружить знаменитую библиотеку Ивана Грозного — пусть не всю, но хотя бы следы...

Подарок от Орды

Чудов монастырь был основан в 1365 году митрополитом Алексием, по некоторым сведениям, на месте бывшего Ханского подворья — территории, где в Кремле останавливались послы из Золотой Орды (вспомним про клад золотоордынских монет). Будущий святитель Алексий сумел спасти от слепоты ханшу Тайдулу, и она подарила ему этот участок. Монастырь назвали Чудовым, потому как первый храм, возведенный в нем, был поставлен в честь Чуда архангела Михаила в Хонех. В Чудовом монастыре подвизался Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев), здесь уморили голодом патриарха Гермогена, одного из героев сопротивления в Смутное время, крестили Петра I и Александра II, низлагали патриарха Никона... Посещение его было обязательным элементом программы русских царей, когда они из Петербурга приезжали в Москву.

Другой монастырь, Вознесенский, был основан женой Дмитрия Донского Евдокией. Долгое время здесь находилась усыпальница женщин царского рода. Малый Николаевский дворец — официальная резиденция императорской семьи по время поездок в Москву. Построен в 1775–1776 годах.

О планах сноса трех исторических комплексов было известно заранее, поэтому из «приговоренных» зданий искусствоведы, монахи и просто сочувствующие выносили фрагменты фресок, иконы, мощи. Но конкретную дату начала взрывных работ мало кто знал. В результате специалисты не успели завершить обмер всех сооружений. И сейчас ученые размышляют, как их восстанавливать. Слишком мало данных, чертежи если и существовали, то давно утеряны...

Впрочем, президент предложил не обязательно сразу возводить храмовые комплексы, а сначала хорошенько подумать. «Нужно будет проговорить с общественностью — московской общественностью, архитектурной общественностью, — согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО, поскольку Кремль находится под охраной ЮНЕСКО, и вообще проработать все, для того чтобы спокойно, без суеты, основательно подойти к решению этой задачи, если, конечно, все мы придем к выводу, что это целесообразно», — заявил глава государства.

Пока нет уверенности, что монастыри будут воссозданы с высокой степенью исторической достоверности, ЮНЕСКО имеет право не давать «добро». Вариант — построить без одобрения, но тогда Кремль может выпасть из числа объектов культурного наследия ЮНЕСКО. На этой неделе Владимир Путин встречался в Санкт-Петербурге с директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, однако звучала ли при этом тема реконструкции Кремля, в сообщениях не говорится. 

Энтузиасты не теряют надежды: а вдруг найдутся чертежи? Один из них — Владимир Киприн, член Союза архитекторов Москвы, автор книг по застройке столицы. По его словам, сейчас пока очень многое неясно.

— Разрозненные чертежи, планы и фотографии — этого недостаточно, — сказал мне он. — Чтобы всерьез говорить о воссоздании, нужно иметь подробные старинные описания построек, их поэтажные планы, обмерные или авторские чертежи, фотофиксацию всех фасадов и их деталей. Все это собрать воедино, проанализировать, изучить. В Вознесенском монастыре, например, существовал очень сложный, малоизученный комплекс церкви Михаила Малеина с приделами и колокольней. Да и чертежи Карла Росси по Екатерининской церкви пока не найдены.

Киприн с коллегами из Московского архитектурного института (МАРХИ) пытается изучать архивы Исторического, Русского и Щусевского музеев, всех крупных библиотек страны. «Информация есть, просто ее надо собирать, получать допуски и разрешения — уйдет не меньше года», — считает архитектор. Но одно открытие уже сделано. 

— Считается, что 14-й корпус Кремля построен по проекту известного архитектора Ивана Рерберга, который спроектировал, например, Киевский вокзал, — говорит мой собеседник. — Но найденные нами в архивах документы однозначно свидетельствуют: здание проектировал вовсе не Рерберг, а архитектор Владимир Апышков, работавший на Наркомат обороны. Ведь оно и предназначалось для военной школы. Сам проект мы не обнаружили, однако есть служебная переписка, распоряжения, отчеты, из которых следует, что был реализован именно вариант Апышкова — его признали наиболее экономичным. Зато нашли мы другой проект — совместный: Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Понимая ценность древних построек, они хотели сохранить их по максимуму. Сохранились чертежи, где рядом с новым зданием показаны части комплекса Чудова монастыря — корпус с церквами Благовещения и Алексия Митрополита, оказывавшийся на расширенной Ивановской площади под углом к новому зданию, и даже собор Чуда Архангела Михаила во внутреннем дворе школы. Но, увы, этот проект воплощать не стали...

Окончательной ясности по поводу того, каким будет обновленный облик Ивановской площади Кремля, пока нет. С уверенностью можно говорить только о том, что 14-й корпус перестанет существовать и туда, где он стоял, пустят археологов. Раскопки начнутся уже в следующем сезоне. На время их проведения Кремль для туристов закрывать не будут — просто огородят зону работы археологов. Но все будет на виду — за работой специалистов сможет понаблюдать каждый.

Как пройти в библиотеку?

Главная тайна кремлевских подземелий — библиотека Ивана Грозного, собрание книг византийских императоров, которое досталось великому князю Ивану III в качестве приданого принцессы Софьи Палеолог. Якобы около 800 томов были доставлены в Москву на нескольких десятках телег. Чтобы уберечь бесценные свитки от пожаров, итальянский архитектор Аристотель Фиораванти сконструировал для библиотеки специальный тайник. «Ливонская летопись» конца XVI века рассказывает историю пастора Иоганна Веттермана, попавшего в плен к русским во время Ливонской войны. Прослышав об учености и праведной жизни пастора, Иван Грозный пригласил его в Москву и повелел дьякам показать пленнику свою библиотеку. Увидев множество бесценных книг, пастор воскликнул, что «отдал бы все свое имущество, даже всех своих детей, чтобы только эти книги... принесли много пользы христианству». Впрочем, от предложения царя переводить книги на русский почему-то отказался.

В 1822 году профессор Дерптского университета Христофор фон Дабелов написал статью «О юридическом факультете в Дерпте». Там он все  цитирует «Указатель неизвестного лица» — список рукописей, хранившихся в библиотеке Ивана Грозного. Впрочем, подлинник документа он никому так и не предъявил.

Историк Иван Забелин, изучая архивы времен Петра I, обнаружил донесения пономаря Конона Осипова. Он пересказывал историю, услышанную от своего друга — дьяка Василия Макарьева. Исполняя некое поручение царевны Софьи, дьяк исследовал подземелья Кремля и наткнулся на потайную комнату, заставленную сундуками. Узнав это, царевна приказала об увиденном забыть. Макарьев почему-то решил, что наткнулся на драгоценные рукописи библиотеки Ивана Грозного.

В конце XIX столетия раскопки в Кремле вел немецкий ученый Эдуард Тремер. Он обнаружил фрагменты дворца Василия III, но не книги. В 1894 году к охоте за рукописными сокровищами подключился директор Исторического музея князь Щербатов. Он вскрыл пол в Благовещенском соборе, искал подземелья под Грановитой палатой, Тайницкой и Боровицкой башнями. Однако обнаружил лишь старые подвалы с хозяйственной утварью.

Надежда обрести Либерею не умерла и в советское время. В 1933-м советский археолог Игнатий Стеллецкий подает докладную записку Сталину с просьбой разрешить раскопки в Кремле. Работали год. Были открыты два подземных хода в районе Арсенальной башни, но не библиотека.

— Человек, который найдет эту библиотеку, прославится на весь мир, — говорит доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Александр Филюшкин. — Но, похоже, этого не произойдет никогда. Либерея Ивана Грозного — не более, чем миф. Судите сами: Константинополь, где хранилась библиотека византийских императоров, турки захватили в 1453 году. Софья появилась в Московском княжестве спустя почти 20 лет. Все это время она жила в Ватикане на попечении папы римского. Вряд ли он бы выпустил из рук такую драгоценность. К тому же путь принцессы по маршруту Рим — Нюрнберг — Любек — Псков — Москва описан в европейских летописях очень подробно — ни о каких подводах с книгами там не упоминается.