Нина Дорошина: «Мне дорога моя Надюха»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

27.11.2014

3 декабря актриса Нина Дорошина празднует юбилей. Мы встретились с легендой театра «Современник».

культура: Ваша жизнь немыслима без сцены, а какие роли в кино особенно дороги Нине Дорошиной?
Дорошина: Дебют в «Первом эшелоне» стал счастливым. 18-летней студенткой отправилась в первую творческую командировку и попала в удивительную съемочную группу: режиссер — Калатозов, операторы Екельчик и Урусевский, второй режиссер — Досталь. А о таких партнерах, как Санаев, Ефремов, Доронина, Извицкая, и мечтать не могла. После первой картины стали приглашать в кино: Тутышкин, Ордынский, Барнет, Анненский подарили прекрасные роли — даже крошечные, но очень интересные. Я была колоритная девочка, типаж — «развеселая подруга героини»: курносенькая, круглолицая, с длинными косами. Ну и наигралась — к концу учебы в Щукинском снялась в шести картинах. 

культура: Такой Вы и запомнились зрителям — эффектной, азартной, смешливой барышней. Откуда то, что на театральном языке называется «органика»?
Дорошина: От природы. Остальному научила вахтанговская школа — лучшая из всех.

культура: Дорошину узнавали на улицах. Не обидно, когда в спину кричали: «Людк, а Людк!»?
Дорошина: Что вы! Пьеса была написана Гуркиным специально для «Современника», с сумасшедшим успехом шла много лет. Случайно на «Любовь и голуби» пришел Меньшов и решил снять фильм. Мы испугались — интерес к спектаклю пропадет. Но получилось наоборот. Мне дорога моя Надюха, за нее я получила много наград и, хотя снялась в сорока фильмах, считаю, что лучшая роль — в картине «Любовь и голуби». 

культура: В чем секрет популярности этой простой истории?
Дорошина: В доброте, жизненности и узнаваемости. Семейные драмы встречаются на каждом шагу, не все могут с ними справиться, а у героев Гуркина получилось.

культура: Меньшов говорил, что у Вас нелегкий характер... 
Дорошина: Он не имел в виду профессиональные разногласия. Владимир Валентинович — великолепный режиссер и собеседник, что-то подсказывал, конечно. Работать с ним было одно удовольствие. 

культура: С середины 60-х Вы стали реже появляться на экране, с чем это связано?
Дорошина: Интересно играть то, что никогда не пробовала — как у Коренева, «По семейным обстоятельствам», где мне достался чрезвычайно далекий от меня образ. Снималась, пока было интересно, но в какой-то момент перестают волновать поездки, популярность. Зачем повторяться, переигрывать сыгранное? И к тому же нужно иметь много свободного времени, а я без работы никогда не была. Вот уже 35 лет преподаю в Щукинском училище, люблю своих студентов. Недавно мы отметили столетний юбилей нашей школы.

культура: В чем секрет вечной молодости «Современника»? 
Дорошина: В нашей верности и вере: он — уникальный. Мы обожаем свой театр и очень им дорожим. 

культура: Не планируете выйти на сцену в новой постановке?
Дорошина: Печально, но у меня уже семь лет нет премьер...  Отказалась от нескольких предложений и не жалею об этом. Ничего интересного. А я считаю, что заслужила право выбирать. 

Помню в самом начале у нас была труппа 18 человек (из них всего пять женщин), потом 25 и тридцать с небольшим. Мы переиграли все — за 55 лет жизни в театре для меня не было маленьких или больших ролей. Но наступает момент, когда должны подумать об артистах, посвятивших «Современнику» всю жизнь. Они это заслужили. Сейчас редко выхожу на сцену, увы.

культура: Почему сегодня не появляются яркие молодые театральные коллективы?
Дорошина: Просто нет второго Ефремова. 

культура: Но и созвездия актеров-единомышленников не наблюдается... 
Дорошина: Все дело в личности. Олег Николаевич был настоящим лидером, умел сплотить труппу — стать для нее педагогом, администратором, даже диктатором, оставаясь замечательным другом и партнером. До сих пор все жалеют, что он ушел от нас во МХАТ.

культура: Не было соблазна последовать за лидером?
Дорошина: Никогда. И никто за ним сразу не побежал. Потом потянулись немногие, дальше — больше. Но из этого все равно ничего не получилось, Олег попросту надорвался. 

культура: Вы выпустили несколько вахтанговских курсов. Чем отличаются нынешние студенты от основателей «Современника»?  
Дорошина: Молодежь меняется, конечно, но в основном ребята остаются такими же, какими были мы — влюбленными, шумными, веселыми.