14.06.2013
Известный мастер документальных фресок Виктор Косаковский, режиссер картин «Лосев», «Беловы», «Тише!», «Свято», представил нашим зрителям работу, которая открывала 68-й Венецианский кинофестиваль в 2011 году.
Антиподы — обитатели противоположных точек земного шара — не столь многочисленны, как может показаться на первый взгляд: пролетев планету насквозь, мы, скорее всего, угодим в океан. Сосредоточившись на схеме «земля-земля», Косаковский описал жизнь четырех пар экзотических антиподов: Аргентина — Китай, Патагония — Байкал, Испания — Новая Зеландия, Гавайи — Ботсвана.
В аргентинской провинции Энтре-Риос братья Перес зарабатывают на жизнь, собирая плату за проезд через частный мостик. На противоположной стороне, в центре шумного Шанхая, рабочие строят мост-гигант. Серый пепел огненной лавы на Гавайях намекает на окрас африканского слона в Ботсване. Дикие животные приходят на водопой, утоляя жажду и успокаиваясь. Подобно им замирает в океане извергнутая лава. Гигантский валун в испанском местечке Мирафлорес похож на выбросившегося новозеландского кита. Чилийский индеец, разговаривающий исключительно с овцами, так же одинок, как и русская женщина, дочь которой учится в городе и лишь на выходных бывает дома.
Вновь и вновь переворачивая камеру вверх ногами, автор настаивает на метафорическом значении ее исконного зеркального устройства: люди, события на противоположных концах света неумышленно отражают друг друга. Исследуя мир в поисках неожиданных ассоциаций, режиссер нащупывает вселенскую визуальную гармонию, полемизируя с коллегой Годфри Реджио. В стильной гипнотической трилогии «Кояанискаци», «Накойкаци», «Повакаци» итальянский мастер противопоставил «мир людей» и «царство природы». Косаковский настаивает: человек — всего лишь часть, осколок. Рифма к одухотворенным без его участия обстоятельствам иной жизни. «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем», — писал Лев Толстой.
Картина дарит возможность насладиться экранизацией этого мироощущения.