Фанни Ардан: «Рада, что могу приезжать к Депардье в Россию»

Феликс ГРОЗДАНОВ

27.05.2014

5 июня на экраны страны выходит полнометражный режиссерский дебют Фанни Ардан «Навязчивые ритмы». Известная французская актриса поделилась с «Культурой» мыслями о творчестве и России, которую регулярно навещает уже 30 лет.

культура: Постановка далась непросто?
Ардан: На съемочной площадке порой ощущала себя голой,  понимала — скрыть некомпетентность или неуверенность не удастся. Прежде всего я актриса, умею перевоплощаться,  подчиняться воле режиссера. Здесь же приходилось все решать самой, биться за каждую деталь. 

культура: Как родился замысел ленты?
Ардан: В спектакле «Корабль «Ночь» работала на сцене с виолончелисткой. Стоя позади нее, ловила себя на мысли, что так наблюдать за игрой намного интереснее, чем глядя музыканту в лицо. Эти впечатления вдохновили на создание «Навязчивых ритмов». Во Франции говорят: счастливые люди не имеют историй, и мне хотелось рассказать об уходящей любви, о том, что остается, когда она исчезает. Задумывая музыкальную драму, искала ответы на вопросы: как справиться с черным отчаянием, что за сила позволяет нам приподняться над обстоятельствами и продолжать жить? Верю, нас спасает искусство — Моцарт вряд ли написал бы гениальную музыку, если бы был счастлив в браке... Действие фильма начинается 31 декабря и завершается на Пасху.

культура: Почему именно виолончель стала одной из «героинь» картины?
Ардан: Из всех музыкальных инструментов виолончель и дудук наиболее соответствуют нашему дыханию. Первая притягивала меня с детства, а дудук я открыла несколько лет назад — на фестивале в Армении. 

культура: Одного из героев картины зовут Владимир Мешков — неслучайно?
Ардан: Я отдала дань уважения другу, Владимиру Машкову, с которым вместе играла в «Распутине». Образ бывшего преподавателя музыки навеян любовью к Рихтеру и Ростроповичу — он воплощает то, что я больше всего ценю в вашей культуре.

культура: Исполнив роль Распутина, Жерар Депардье обзавелся российским гражданством и квартирой. Звал в гости? 
Ардан: Конечно, рада, что могу теперь приезжать к нему. Знаю немало русских слов — мы с Депардье найдем общий язык (смеется). А если серьезно, хотела бы задержаться у вас подольше, проникнуться атмосферой, вдохновлявшей знаменитых русских писателей, гениального Тарковского. Когда-то его картины помогли мне воскреснуть: выходя из темного зала, понимала — жизнь наладится.

культура: Что Вас привлекает в России?
Ардан: Все вокруг почему-то кажется очень знакомым, понятным — узнаю дома, которых никогда не видела, места, где не бывала, но читала о них. Всегда отказываюсь от услуг гидов. Горжусь, что ни разу не воспользовалась путеводителем — выхожу на улицу и иду, куда глаза глядят. Впервые в Москве оказалась в 1984 году, представляла фильм Франсуа Трюффо «Соседка». Чем чаще приезжала к вам, тем сильнее влюблялась в город и людей. Всякий раз прихожу на могилу Булгакова. А недавно рассмотрела мерцающие в тумане золотые купола московских церквей — наверное, возьму их в фильм о России, если решу его снять.

культура: Какие они, русские люди?
Ардан: От моих соотечественников вы отличаетесь эмоциональностью, щедростью, любовью к размаху. Французы более застенчивы, сдержанны в выражении чувств. Они рациональнее — никогда не станут бросать деньги на ветер. Но в трепетном отношении к гостям наши нации схожи. Мой отец часто повторял: «Гостя следует ублажать по-королевски».

культура: Знакомы с нашей кухней?
Ардан: Гастрономия — великое искусство, не будь ее — люди бы ели, как собаки. Но, признаюсь, я консервативна в еде, верна однажды выбранным блюдам и гораздо больше ценю обстановку, чем пищу. И лишь недавно, но зато горячо полюбила русскую кухню — борщ, пирожки, картошку. А больше всего — малосольные огурчики. В холодильнике всегда стоит большая банка — если дома нет ни крошки, они меня спасают. Когда приходят гости, могу запросто достать ледяную бутылку русской водки, вытащить несколько огурцов и устроить настоящий пир а-ля рюсс.