«Культура» рекомендует: лучшие фильмы фестиваля «Новое британское кино»

Юлия ШАМПОРОВА

09.11.2021

«Культура» рекомендует: лучшие фильмы фестиваля «Новое британское кино»

XXII фестиваль «Новое британское кино» стартовал в конце октября в Москве. С 11 по 14 ноября показы пройдут в более чем двадцати крупных российских городах. Фестиваль проходит в гибридном формате: фильмы можно увидеть на большом экране в кинотеатрах, а также онлайн на сайте фестиваля.

Фильмом открытия фестиваля, который начался в Москве 26 октября, стала ретрокомедия «Герцог», рассказывающая настоящую историю британского таксиста, который украл портрет герцога Веллингтона, написанный Франсиско Гойей, из Лондонской национальной галереи, пообещав вернуть картину, если правительство будет вкладывать больше средств в уход за пожилыми людьми. Эта история действительно произошла в Британии в 1961 году. Фильм стал блестящим дуэтом комика Джима Бродбента и оскароносной актрисы Хелен Миррен.

В программе Бритфеста также ставший лауреатом фестиваля авторского кино «Санденс» фильм«Сувенир» с Тильдой Суинтон (и его продолжение «Сувенир: Часть 2»), триумфатор международных фестивалей байопик о принцессе Диане с Кристен Стюарт в главной роли, много комедий, наполненных британским юмором, роуд-муви о путешествии во Францию, драмы, а также лучшие образцы британской анимации.

Картины будут доступны онлайн на платформе фестиваля в сроки его проведения (см. ссылку). Вот пять фильмов, которые, на наш взгляд, точно стоит посмотреть.

«Спенсер: Тайна принцессы Дианы», режиссер Пабло Ларраин

Премьера картины чилийского режиссера Пабло Ларраина «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» состоялась в сентябре 2021 года на Венецианском фестивале. Фильм демонстрирует зрителю три важнейших дня из жизни леди Ди, в течение которых она решает развестись со своим мужем. Действие фильма происходит в рождественские праздники в начале 1990-х годов, в королевском поместье Сандрингем в Норфолке, где королевская семья традиционно собирается вместе, несмотря на любые конфликты и разногласия. На главную роль режиссер пригласил актрису Кристен Стюарт, в которой сочетаются внешняя хрупкость, уязвимость и внутренняя сила.

Фильм начинается с титра «Сказка о реальной трагедии», таким образом подчеркивается, что основанная на фактах биографии принцессы и трагедии ее семейной жизни картина — все же фантазия создателей о том, что чувствовала и думала Диана в один из самых сложных периодов ее жизни. Характер субъективного повествования от первого лица подчеркивают многочисленные фантазии героини: появляющийся и исчезающий призрак Анны Болейн, воображаемые действия (она рвет на себе подарок мужа — ожерелье, и в следующем кадре оно вновь украшает ее шею). Все это направлено на то, чтобы рассказать не о реальном историческом персонаже, а передать атмосферу удушливого «счастья».

«Сувенир» и «Сувенир: Часть 2», режиссер Джоанна Хогг

Получивший Гран-при главного американского фестиваля авторского кино «Сандэнс», фильм «Сувенир» рассказывает историю любви дочери богатых родителей Джулии, мечтающей стать режиссером, и английского денди Энтони, обладателя диплома искусствоведа и героиновой зависимости. Известная как автор камерного психологического кино, Джоанна Хогг создает красивую, трогательную, во многом автобиографическую историю о познании жизни молодым неопытным человеком. Главную роль в картине исполняет Онор Суинтон-Бирн, а роль ее матери — Тильда Суинтон, роли в кино распределились как в жизни.

Тот же актерский состав ждет нас и во второй части фильма «Сувенир: Часть 2», который вышел в этом году. Фильм уже стал лауреатом Каннского фестиваля и участником фестиваля в Сан-Себастьяне. Во второй части Джулия, расставшись с возлюбленным, начинает снимать дипломный фильм по мотивам своих травматичных отношений, стараясь прожить свое горе и осознать произошедшее.

«Герцог», режиссер Роджер Мишелл

Внеконкурсный участник Венецианского фестиваля прошлого года, фильм «Герцог» снят классиком британского кино Роджером Мишеллом («Ноттинг Хилл», «Доброе утро», «В чужом ряду»). Проект, по духу похожий на советских «Стариков-разбойников» Эльдара Рязанова, рассказывает о британском пенсионере, который ворует картину из Лондонской национальной галереи, чтобы привлечь внимание к проблемам пожилых людей. Это реальная история, которая произошла в Лондоне в начале 60-х. Пожилой таксист Кемптон Бантон похитил «Портрет герцога Веллингтона» работы Гойи, в записке о выкупе он обратился к правительству с требованиями позаботиться о британских пенсионерах. Это комедия об идеалисте и мечтателе, стремившемся изменить мир к лучшему.

Этот случай стал единственным, когда из Лондонской национальной галереи была похищена картина, и что еще более удивительно, большинство британцев поддержали похитителя. «Портрет герцога Веллингтона» был выбран, скорее всего, потому, что в 1961 году правительство Британии выкупило эту картину у американского миллионера. Бантон украл портрет и выдвинул правительству ультиматум направить 140 тысяч фунтов стерлингов на компенсацию налога на телевизионную лицензию для пожилых людей. Это требование так и не было удовлетворено. Через четыре года пенсионер сам вернул картину и отсидел в тюрьме три месяца. Рассекреченные недавно архивы указывают на то, что сын Бантона сознался в краже в 1969 году.

«Человек в шляпе», режиссеры Джон-Пол Дэвидсон, Стивен Уорбек

«Человек в шляпе» — это веселое и немного абсурдистское роуд-муви о путешествии по Франции. Для Стивена Уорбека, композитора, который получил премию «Оскар» за музыку к картине «Влюбленный Шекспир», фильм «Человек в шляпе» стал первой режиссерской работой. Дэвидсон, в свою очередь, занимался преимущественно сериалами и документальными фильмами для Би-би-си. Объединивший двух режиссеров со столь разным бэкграундом проект имеет слоган: «Самое сложное — отыскать потерянную любовь», а таинственный персонаж картины разъезжает на своем миниатюрном Fiat 500 по Франции в сопровождении портрета эффектной женщины.

Неожиданно оказывается, что романтичного спутника, путешествующего в сопровождении портрета прекрасной дамы, по непонятным причинам преследуют пятеро разъяренных мужчин на Citroen Dyane. Зритель не сразу узнает, в чем же тут дело. «Человек в шляпе» — это путешествие, полное надежд, музыки и прекрасных французских пейзажей.

Расписание показов в кинотеатрах доступно на сайте фестиваля по ссылке