Режиссер фильма «Никто» Илья Найшуллер: «Пули, гонки, схватки — это весело, классно, попкорново, но если не видеть эмоции, все улетает мимо цели»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.03.2021



На экраны мира выходит олдскульный зубодробительный боевик «Никто», снятый российским режиссером Ильей Найшуллером по сценарию соавтора остросюжетной антиутопии «Джон Уик» Дерека Колстада. Перед премьерой режиссер пообщался с газетой.

Прославившись убойными клипами Шнура и снятым субъективной движущейся камерой GoPro паркур-боевиком «Хардкор» 2016 года, Илья Найшуллер попробовал силы в классическом американском экшн и поступил как нельзя лучше. Использовав лаконичный сюжет с парнем, объявившим войну уличному беспределу, он повенчал классическую «Жажду смерти» Майкла Виннера с постмодернистским «Джоном Уиком» и зарядил экшн типичным лишним человеком с русским чувством неизбывной вины...

— Как возник замысел?

— Это история Боба Оденкёрка. Однажды он проснулся у себя дома и спустился на кухню позавтракать, а младший сын заглянул в подвал и сказал: «Папа, там кто-то есть!» Боб поспешил и увидел стоящего к нему спиной абсолютно голого человека. На оклик «Эй! Ты кто?» тот даже не обернулся, а тяжко закряхтел, как классический зомбак. Боб ретировался, запер дверь на ключ и вызвал полицию. Копы скрутили амфетаминщика, а один сказал: «Ты, конечно, поступил правильно, но если бы тут жила моя семья, я б не церемонился!» Оденкёрку стало очень обидно, и он задался вопросом: что случилось бы с настоящим героем, который знал как поступить с непрошеным гостем, но по какой-то причине сдержался? Боб обсуждал его с разными сценаристами и наконец обратился к сценаристу Дереку Колстаду, написавшему удачный драфт, а затем «присмотрел» меня.

— Итак, в один ужасный день ваш герой осознал, что жил не своей жизнью…

— Да, это история про человека, который был нечестен с самим собой и оттого не мог стать счастливым, а потом сорвался с резьбы и начал творить то, что хотел. Все неприятности приключаются с Хитчем из-за него самого, и русская мафия никогда бы не напала на след парня, если бы тот не соскучился по острым ощущениям… На самом деле Хитч — антигерой.

— 58-летнему Оденкёрку было тяжело сыграть супермена?

— Напротив, мы с самого начала определились, что Хитч — не Терминатор, а битый жизнью «крепкий орешек»; Бобу стало проще оттого, что его герой — рядовой человек. Для меня самое кайфовое видеть в экшн-сцене то, что происходит с героем. Пули, гонки, схватки — это весело, классно, попкорново, но если не видеть эмоции, все улетает мимо цели.

— Много ли в этом сюжете от вас лично?

— Около девяти месяцев мы с Оденкёрком переделывали сценарий, в котором сначала фигурировали корейские злодеи. Я видел их лишь в кино, предлагал: «Дайте пару месяцев пожить в Корее, пообщаться с бандитами. Что-нибудь придумается!» Хоть не очень-то и хотелось... В итоге удалось настоять на наших бандитах.

— В вашей картине по-новому раскрылись Алексей Серебряков и Александр Паль, сыгравшие вполне традиционных братков из девяностых. Есть ли большое будущее для российских актеров в Голливуде?

— Никогда не говори никогда! Будут роли — хорошие актеры себя покажут, и холодная война им не помешает. Увы, как правило, русских злодеев играют американцы, скандинавы, немцы и кто угодно, кроме нас. Слава Богу, мы ушли от картонных страшилок и показали русских людей большими оригиналами!

— Легко ли согласился на роль Серебряков?

— Я позвонил ему и предложил замечательную, выдающуюся, интригующую роль русского злодея, а он протянул: «Ну во-от, опять, это неинтересно...» Параллельно на роль пробовались голливудские звезды, но мне было тяжко на них смотреть. Я попросил Алексея записать пробы на русском и английском с максимально нелепым танцем — он надел гавайскую рубашку, сделал брутальное лицо, умышленно изобразил тупейшее па-де-де, и я послал видео Бобу: «Это наш Юрий!» И тот, ни разу не видевший Серебрякова, отбил эмодзи — три сердечка. После съемок первой сцены — прохода в баре — маячил за спиной, поглядывал в монитор, восхищенно стонал: Oh, my God! Правда, было непросто — случалось, переписывали реплики за три дня до съемок. За то мне удалось ввести в сюжет сакральное понятие «общак», летальное напутствие «На здоровье!» и идеально говорящего по-русски африканца, актера Арая Менгеша.

— На роль эфиопского наследника Олимпиады-80 не нашлось нашего парня?

— Мы снимали в Виннипеге, и канадская актерская гильдия нас замучила: всех иностранцев — американцев и русских — приходилось пробивать. Поэтому и я снялся в классной сцене, где не пришлось ничего играть, а только улетать от выстрела дробовика за компанию со Шнуром. Это вышло случайно. Мы снимали клип, когда пришло письмо из Америки. Сергей спросил, отчего я такой довольный. Признался, что приглашают делать кино, а он откликнулся: «Получится — зови меня!» Во время съемок у Шнура проходил тур по США, и он прилетел к нам на пять часов, зашел в комнату, где сидел вооруженный дед… Я специально не говорил ему, что это будет Кристофер Ллойд, которого, кстати, предложил Боб (нам был нужен хороший парень за 80, с багажом теплых ролей и не замеченный в разборках с дробовиками)… В общем, отстрелялись легко, но было немного жаль, что в стену влетал не я. Просил каскадера-постановщика доверить мне эту миссию, но он отнесся скептически: «Ок, сегодня мы тебя прикончим, а кто ж завтра снимать будет?.. Увидишь, как сработает дублер, и сам все поймешь!» Тот улетел от выстрела, и я скромно сказал: «Спасибо, достаточно!»

— Что вам не удалось?

— Как-то на вопрос «какие песни The Beatles вы бы переписали?» Джон Леннон ответил: «Все!» — «И даже Strawberry Fields forever?» — «Особенно ее!» Делать экшн мне не сложно, но я имею мало опыта сцен, где люди просто нормально разговаривают, — поэтому на сей раз я снимал без всякого выпендрежа, максимально статичной камерой и больше всего горжусь самыми спокойными сценами… Конечно, хотелось снять кино на пленку, но такой возможности не было, я использовал цифровую камеру Red, с которой не работал много лет, — всю дорогу мы гонялись за картинкой с легким налетом благородной старой грязи, начинали фильм со сдержанных, приглушенных цветов, двигались к ярким попсовым кадрам. Если склеить первые и последние экшн-сцены, ощущение будет странным.

— Как выстраивался захватывающий «балет» поединков?

— Энергично, в совместном мозговом штурме — мы придумывали кино всего шесть недель, и для меня было шоком, что все получилось!

— А если бы мистер Никто перешел дорогу Джону Уику — кто кого одолел бы?

— Думаю, Хитч — он похитрее и всегда найдет время подготовиться к разборкам…

— Что означает зловещая татуировка на запястье героя?

— Наихудшая комбинация карт в покере.

— Планируется ли сиквел?

— Вопрос не ко мне, но, как вы думаете, может ли не быть планов у огромной корпорации Universal? Голливудские студии в принципе не снимают фильмы на один раз. Мне очень приятно, что «Никто» они не выкинули на стример — значит, нам верят, это греет душу. Подлинный показатель успеха картины — вторая часть. Будет ли она? Поживем — увидим: «Никто» стартует в Америке и в России одновременно!

— Отчего стали так редки классические боевики с героем-одиночкой, «мочащим всех подряд»?

— Взрослые истории ушли на стриминг, и мне самому стало не на что сходить в кино вместе с папой — как привык с детства. Графические блокбастеры нас не впечатляют, поэтому я взялся за студийное кино с правильным бюджетом и маркировкой «18+».

— Однако в предыдущем «Хардкоре» крови лилось куда больше…

— Все люди состоят из двадцати литров крови, а предыдущую картину я делал для 15-летних ребят. «Никто» гораздо приземленнее, но рассказывать эту историю бескровно — просто бред. Я не понимаю, как у нас в России умудряются снимать военные фильмы категории «12+», где нельзя даже выругаться матом, а в Голливуде из подстреленных людей вылетает пыль! Вы представляете, что переживает человек на краю гибели, ежедневно теряя товарищей? Делать кино с реальным насилием куда честнее. В обычной жизни агрессия меня напрягает, а на экране — совсем наоборот.

«Никто». США, 2021

Режиссер Илья Найшуллер

В ролях: Боб Оденкёрк, Конни Нильсен, RZA, Алексей Серебряков, Кристофер Ллойд, Александр Паль, Майкл Айронсайд, Арая Менгеша

18+

В прокате с 18 марта.