21.02.2019
культура: Ваш персонаж — изменник и коррупционер — даже под угрозой неминуемой смерти отказался каяться перед царем. В чем причина нечеловеческого упорства Матвея Петровича?
Дятлов: Ответ на этот вопрос дан в романе Алексея Иванова и сериале «Тобол», премьера которого состоится осенью на Первом канале. Полнометражная промоверсия нашей работы не могла вместить ни книги, ни сложного характера Матвея Гагарина. Ее задача — привлечь внимание молодежи к телекартине. Нужно набраться терпения и не спойлерить сюжетные линии, ныне, так сказать, ушедшие под лед.
культура: Стойкость князя связана с политическими амбициями?
Дятлов: Не только. Если взглянуть на карту Руси начала XVIII века, видно, что Петр мог пользоваться ресурсами лишь европейской части страны. Сибирь он поручил заботам Гагарина. Формально — это знак огромного доверия. На деле — почетная ссылка. Предшественники губернатора выдерживали от трех до пяти лет и со свистом улепетывали домой при первой возможности. Да и сегодня добраться до Тобольска на машине — значит, хлебнуть горя, а уж в те времена — через снега и по хлябям, на переломанных ободьях да истертых полозьях — кошмар, который и представить себе невозможно. И в такую дыру во время войны со шведами царь отправил коменданта Москвы, куда более влиятельного чиновника, чем современный столичный мэр.
культура: Видимо, неспроста?
Дятлов: После Полтавы Петр начал готовиться к новой войне на юге и поручил Гагарину добыть золото на новые пушки. Бросил за Урал без малейшего обеспечения ресурсами — ни чиновников, ни армии, ни казны... Правда, у князя имелись собственные богатства. Матвей Петрович имел несколько домов в Москве и Петербурге. В одном из них, например, имелась зала с прозрачным потолком, над которым плавали экзотические рыбы. Эту моду он позаимствовал в европейских дворцах Людовика XIV, которые посещал с первым петровским посольством. Гагарин был европейским политиком с замашками азиатского паши, прямым потомком настрадавшихся от Романовых Рюриковичей, навсегда утративших свою вотчину, Святую Русь... В Тобольске он получил неконтролируемую власть — первый и единственный шанс на реванш и геополитический демарш. Князь вооружил сосланных в Сибирь шведских военнопленных. Повел переговоры с китайцами. Планировал обратиться к римскому папе и европейским монархам с тем, чтобы они признали его власть над сибирским королевством — в пику московскому царству и петербургской империи. Но эта страница истории известна лишь со слов шведских конфидентов. Факт же остается фактом: Гагарин начал развивать Сибирь, в которой после Кучума конь не валялся, прокладывать торный путь на Тихий океан. Между прочим, завел в Тобольске школы, кукольный театр, лично составлял дельные указы. А Петр, например, изъяснялся на бумаге с большим трудом. Тем не менее они вели переписку.
В романе все выглядит несколько иначе — я играл прописанного Алексеем Ивановым интригана и рвача, но имел в виду иной масштаб личности. Рюрикович Гагарин ощущал себя наследником великого рода. Этим он мне и интересен — у нас предков было принято помнить, чтить и гордиться. Советские годы подкосили этот обычай, но в дореволюционную пору даже сосланный, лишенный имущества и чести человек продолжал стоять насмерть за свое имя и фамилию, ибо верил: фавор — дело случая, а кровь — это судьба. Отец Гагарина также бывал в опале, да и сам Матвей Петрович служил воеводой в Нерчинске, тоже не ближний свет.
культура: Речь идет не о вовсе бессовестном персонаже. В романе Вашего героя ломает горе друга, тобольского архитектора Ремезова. Гагарин раскаивается, что отправил его сына на верную гибель.
Дятлов: Но Ремезов никогда не построил бы Тобольск, если бы не воля князя, нарушившего петровский приказ согнать всех каменщиков в Петербург. Гагарин пытался работать на себя, из-за этого и погорел. Я был в тобольских музеях, много читал о нем, но самого Матвея Петровича не видел, вроде не сохранилось ни единого портрета Гагарина — до того его ненавидел Петр Первый. Император выманил князя в Петербург, параллельно направив в Тобольск следственную бригаду, перерывшую весь город, раскопавшую подземные ходы, но не нашедшую ни сокровищ, ни доказательств измены.
Матвея Петровича трижды пытали за три года расследования — очевидно, с перерывами на лечение, но он никого не сдал. В итоге Гагарина осудили за казнокрадство и самоуправство. С марта до ноября он проболтался на виселице, затем его труп возили по городам и весям. Сына, женатого на дочери канцлера, заперли в матросы.
культура: Что из собственной творческой биографии помогло справиться со сложной исторической ролью?
Дятлов: Прежде всего, театральные работы — виконт де Вальмон из «Опасных связей» Шодерло де Лакло и мольеровский Дон Жуан.
культура: Увидим ли мы в телеверсии важных персонажей романа, оставленных за кадром, — заговоренного казака, влюбчивых шаманок, страстную сектантку, праведного епископа, хитроумного Меншикова?
Дятлов: Да, ждите многосерийную версию. Иванов создал альтернативную историю нацбилдинга, и мы попытались ее отразить, но и телеформат не вместил всей глубины романа. По крайней мере, вы точно узнаете, что значит «Тобол» — этот сибирский котел, переваривающий судьбы людей под огромным давлением обстоятельств и страстей.
культура: Какая страница национальной истории наиболее созвучна нынешним временам?
Дятлов: У меня есть ощущение, что из века в век мы слагаем неизменную формулу существования с незначительными вариациями под текущие эпохи. Код Руси с Рюрика и Крещения князя Владимира неизменен: на нашей земле властвует не сила закона, а закон силы. Дай Бог, чтобы она была доброй.
В России важнее всего — беречь смысл человеческого существования: люди должны вырастать в людей, а не звереть. Зачастую этого не происходит.