Иван Шахназаров: «Мы не умеем распоряжаться свободой, которая на нас свалилась»

Денис СУТЫКА

09.11.2017


«Рок»
Россия, 2017

Режиссер: Иван Шахназаров

В ролях: Дмитрий Чеботарев, Кирилл Фролов, Иван Ивашкин, Виталий Кищенко, Евгений Стычкин...

В прокате с 9 ноября

16+ 

На экраны выходит дебютный фильм режиссера Ивана Шахназарова — «Рок». Молодежная комедия, сделанная в жанре роуд-муви, обошла несколько престижных российских фестивалей и была высоко оценена жюри. Теперь картину о провинциальной группе рок-музыкантов, мечтающих выступить на радио в Москве, предстоит оценить зрителям.

культура: Летом Вы представили «Рок» на «Кинотавре» и ММКФ. Приятно такое внимание?
Шахназаров: Фильм довольно много поездил по фестивалям различного уровня. Правда, у него в основном внеконкурсная судьба. Это все-таки зрительское кино, и тот факт, что его включили в российские смотры, меня, если честно, удивил. Картина получила специальный приз жюри в Бургасе, одну из главных наград на «Балтийских дебютах» в Калининграде. «Рок» был показан на Неделе российского кино в Эстонии, впереди Венеция, Париж и Берлин.

культура: Обычно на таких фестивалях завязываются «правильные знакомства» и поступают предложения о будущих проектах.
Шахназаров: Конкретных предложений пока не было, но, действительно, после каждого смотра появляются новые знакомые, единомышленники. Коллеги присылают сценарии, делятся идеями, мы обдумываем какие-то варианты, однако во что-то определенное все это пока не вылилось. Посмотрим, как сложится дальше.

культура: Когда «Рок» демонстрировался на ММКФ, Вы не были уверены, выйдет ли картина в прокат. Тяжело было пробиться на большой экран?
Шахназаров: Мы обратились в компанию «Централ Партнершип», показали им нашу работу, и они решили выпустить картину. Честно говоря, для меня загадка, каким образом тот или иной фильм попадает в прокат. Могу сказать, что благодаря фестивалям о «Роке» услышали, его стали обсуждать в интернете, появились какие-то отзывы и рецензии. То есть в данном случае подействовало сарафанное радио. «Централ Партнершип», видя, что у фильма есть зрительский потенциал, принял решение дать «Року» шанс. Для начала картина выйдет на двухстах копиях. Для малобюджетного кино это очень хороший показатель. К тому же это число может увеличиться. Все зависит от того, как зритель примет нашу ленту. Пока публика, видевшая картину, отзывается о ней очень тепло. Мне кажется, это гораздо важнее наград. В конечном итоге любой фильм снимают для зрителя, а иначе зачем это все нужно.

культура: В отечественном прокате практически нет лент, посвященных молодежи. «Рок», пожалуй, станет первой картиной, рассказывающей о новом поколении и его стремлениях. Как думаете, почему кинематографисты так редко обращаются к подобной тематике?
Шахназаров: Те люди, которые сегодня снимают полные метры, как правило, уже обросли регалиями. Им интересны иные сюжеты. Юношеские потребности и желания — для них пройденный этап. К тому же они давно вышли из того возраста, когда чувствуешь настроение молодых, видишь их проблемы. Зрелым мастерам довольно сложно понять современную молодежь. По идеологии и взглядам на жизнь мы кардинально отличаемся от поколения наших родителей. Они не знают, как снимать о ребятах, рожденных в XXI веке. Начинающим же режиссерам очень сложно пробиться в большое кино. Наш кинематограф упускает целый пласт зрителей. У нас пока нет яркого высказывания о том, что происходит с нашим поколением, чего мы хотим, чего боимся.

культура: Каким Вы видите наше поколение?
Шахназаров: Это довольно сложный вопрос, нужно проводить серьезное исследование. На первый взгляд кажется, что мы абсолютно свободны, нас окружает огромное количество возможностей и направлений для развития. Беда в том, что мы не знаем, что со всем этим делать, бросаемся из стороны в сторону, не в силах сосредоточиться на чем-то конкретном. Мы можем получить доступ к любой литературе, которая когда-либо была написана, но тратим время на просмотр фото и постов в соцсетях. Главная задача — найти какой-то компас в этом море информации, иначе нас просто затянет на дно. Думаю, мы не умеем распоряжаться свободой, которая на нас свалилась. Этому нужно учиться. В «Роке» — может быть, не осознанно — я пытался провести мысль о том, что молодость — это некое блуждание по лабиринту жизни. Цель — набраться опыта, пройти выпавшие тебе испытания и выйти зрелым человеком. К сожалению, не у всех это получается.

культура: Ваши герои мечтают попасть на радио, а куда, на Ваш взгляд, сегодня устремлены помыслы молодых?
Шахназаров: Одно из главных желаний моих сверстников — найти баланс между стремлением к безграничной свободе и рамками существования в социуме. Если говорить обо мне, то я хочу состояться как режиссер. Для меня важно делать то, что я люблю, максимально честно. Конечно, есть определенные трудности, порой приходится переступать через себя.

культура: Говоря о необходимости «переступать через себя», имеете в виду съемки каких-то проектов, которые не близки Вам по духу?
Шахназаров: Да, все правильно. Я работал на многосерийном проекте и понимал, что не решу там больших художественных задач, но осознавал нужность подобного опыта. Вообще, я думаю, за сериалами — будущее. В последние годы они стали гораздо качественнее, позволяют более подробно рассказать историю. Мне бы хотелось попробовать себя в разных жанрах и форматах.

культура: Вы происходите из знаменитой династии Шахназаровых. Приходится быть на голову выше других, чтобы доказать свое право снимать кино?
Шахназаров: То, что я происхожу из династии Шахназаровых, — просто факт моей биографии, с этим ничего не поделаешь. Я с детства живу в мире кино. Помимо родителей, у меня дедушка звукорежиссер, бабушка монтажер, прадедушка тоже был режиссером. Чувствую их присутствие, и это помогает. Хотя, конечно, иной раз задумываюсь о том, понравится ли папе то, что я делаю. Иногда это очень мешает. На тебя ложится некая ответственность, и становится сложно принимать решения. Но я стараюсь меньше анализировать, просто делаю то, что дорого сердцу.