Джеффри Райт: «Труднее быть врачом, чем играть его»

Людмила ПОГОДИНА

20.11.2013

В России состоялась премьера фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Актер Джеффри Райт, снявшийся в картине в роли Бити, рассказал корреспонденту «Культуры» про Дэвида Боуи, американскую глубинку, а также о преимуществах и недостатках индустрии кино.

культура: На съемках «Голодных игр» Вы работали с представителями молодого поколения Голливуда. Они сильно отличаются от Ваших ровесников? 
Райт: Конечно, они моложе! Дженнифер Лоуренс, например, всего 23 года, а у нее за плечами уже целая карьера.

культура: Как проходили съемки?
Райт: Одно могу сказать — работать с ними было очень весело, половину времени мы хохотали. Лучших условий не придумаешь. Снимали фильм всю прошлую осень вплоть до Рождества, но так и не успели закончить. Тогда я решил пойти на жертву и вернулся на Гавайи, чтобы завершить съемки. С тех пор как превратился в часть «сериала» под названием «Голодные игры», стал невероятно популярным в школе, где учатся мои дети.

культура: В фильме «Баския» Вы работали вместе с Дэвидом Боуи, а два года назад снялись в картине его сына, Дункана Джонса, «Исходный код». Какие отношения у Вас с этим семейством?
Райт: Дункана встретил, когда на экраны вышел фильм «Баския». Дэвида я периодически вижу то тут, то там, на разных мероприятиях. Это артист-икона, всегда приятно оказаться где-то поблизости.

культура: В «Баскии» он играет другую икону — Энди Уорхола. Работая над фильмом, Вы отожествляли Дэвида с королем поп-арта или все-таки с самим Боуи?
Райт: Здесь имел место любопытный эффект доппельгангера (второго, темного «я». — «Культура»). По-моему, это оказало положительное влияние на фильм в целом и на меня лично.

культура: Чем для Вас стала картина «Баския»?
Райт: Благодаря фильму о Жан-Мишеле Баскии узнало намного больше людей, и я горд, что способствовал этому. Считаю его выдающимся художником, чьи послания должны были пробиться к зрителю. Возможность рассказать миру о Баскии принесла мне внутреннее удовлетворение, а заодно пользу тем, кто коллекционирует его работы (смеется).

культура: В картине «Единственный выстрел» Ваш герой часто упивается до чертиков. Изображать такое состояние легко или требует серьезной подготовки?
Райт: Я несколько лет репетировал эту сцену, и немножко — прошлой ночью (смеется). Мне кажется, это может пригодиться и для других ролей. Мы и во время съемок прогоняли ее пару раз — в местном баре. Если серьезно, то мой герой Саймон — суровый алкоголик в унылой местности. К сожалению, пьянство становится стилем жизни многих людей в изолированных, депрессивных закоулках страны. Саймон потерялся в этой глуши.

культура: Чем Вас зацепила эта история?
Райт: Я прочитал сценарий и проникся языком, которым он написан. В то же время заинтересовался персонажем — темнокожим реднеком (американский вариант деревенщины. — «Культура»). Мне было важно понять, откуда он такой взялся — в изолированном обществе, отшельник среди отшельников.

культура: Вы предпочитаете театральную сцену или экран?
Райт: Разумеется, театр. Мне нравится работать с хорошей командой на съемках, но для актера родная стихия — это сцена. А кино — стихия режиссера.

культура: У вас широкий спектр социальных ролей — доктор, политик, бедный художник, пьяница. Какая из них далась сложнее всего?
Райт: Каждая из них по-своему — испытание. Но в конечном счете актерская игра — всего лишь глупость и притворство. Намного сложнее быть врачом, чем играть его (смеется). Мне достался самый легкий вариант.

культура: Сожалеете о каких-нибудь упущенных возможностях?
Райт: Вовсе нет. Последние годы я выбираю роли совсем не так, как раньше — до того, как в моей жизни появились дети. Мне не нравится подолгу бывать далеко от дома. Предпочитаю роли поменьше, которые позволяют отлучаться на короткий срок, но в то же время оплачивать обучение детей. К тому же много времени уходит на развитие моей компании, которая занимается добычей полезных ископаемых в пользу жителей Западной Африки. В какой-то момент я почувствовал необходимость заняться чем-то за пределами кинобизнеса. Несмотря на то, что эта индустрия была ко мне добра — дала возможность общаться, путешествовать по миру и зарабатывать себе на жизнь — в ней есть и ядовитые моменты.

культура: Например?
Райт: Киноактеры живут в отрыве от реальности. Тогда как сохранять связь с ней не только полезно для психического здоровья, но и помогает понять истории, которые мы рассказываем. Артисту надо остерегаться слишком комфортных взаимоотношений со своим эго и тщеславием, потому что однажды все закончится — эти искусственность и глупость. Существует непропорциональное соотношение между признанием работы актера и остальных участников съемок. Ведь артисты трудятся не больше, чем художники, осветители и другие. Но в конечном итоге все внимание достается именно им.