02.11.2013
Если бы Вивьен Ли не существовало, ее стоило выдумать. Ангельская красота, романтический флер, мягкая женственность и утонченные манеры — «нездешность» являлась неотъемлемой частью экранного образа. В жизни урожденная Вивиан Мэри Хартли была другой: не чуралась крепкого словца, периодически истерила и постоянно дымила — совсем не как ангел, а как паровоз. Хотя неземную внешность никто не отменял.
«Один раз в поколение появляется леди, от которой не может отвести глаз весь континент», — говорил о Вивьен Орсон Уэллс. Сама «Вив» к своему облику относилась более чем сдержанно. «В английском есть два слова, которые я ненавижу больше всего: «хорошенькая» и «красивая», — кипятилась она. «Красота и мозг в Великобритании не воспринимаются вместе, это слишком экстравагантно», — иронизировала Ли, образец женственности, славившийся мужским умом.
«Так прекрасна, что не нуждается в таланте. Так талантлива, что не нуждается в красоте», — писала американская пресса после выхода «Унесенных ветром». Хотя к двум указанным достоинствам стоило добавить и «демоническую настырность» (определение сэра Лоуренса Оливье), с которой актриса добивалась роли.
Прочтя роман, Вивьен решила сыграть главную героиню — и непременно в Голливуде. «Если я задумала что-то сделать, меня уже не отговорить», — честно признавалась Ли. Так, она в детстве заявляла: «Стану великой актрисой». И стала. Потом, встретив адвоката Герберта Ли Холмана, уже обрученного, сказала друзьям, что выйдет за него замуж. Так и сделала — пришлось юристу расстаться с невестой. Будучи миссис Холман, увидела Лоуренса Оливье — к тому времени женатого и прославленного — и решила: будет ему женой. Последствия известны.
Фантастическую уверенность в себе отмечали в Вивьен все. К примеру, придя на пробы «Унесенных ветром», никому не известная англичанка заявила: «Привет, я — Скарлетт О’Хара». До нее на роль пробовались 1400 претенденток, в том числе Кэтрин Хепбёрн и Бетт Дэвис. Но взбалмошную южанку сыграла Вивьен. Заморская гостья тщательно имитировала южный говор и поражала съемочную группу чудесами перевоплощения — английскую актерскую школу в карман не спрячешь.
После успеха «Унесенных» Вивьен в свойственной ей манере называла фильм «тяжелым испытанием для задницы». Намекая на продолжительность картины — четыре часа. Но именно роль Скарлетт затмила все последующие — даже Бланж Дюбуа в картине «Трамвай «Желание».
Сама актриса уверяла, что участие в экранизации творения Уильямса стало для нее дорогой к помешательству. Тут она немного лукавила — биполярное аффективное расстройство появилось у нее еще до «Трамвая». Тогдашняя психиатрия, называвшая болезнь «маниакальной депрессией», боролась с ней посредством обертывания в простыни и погружения в холодную воду, а также с помощью электрошока. Испытав на себе все эти прелести, Вивьен до конца жизни панически боялась больниц. И не ложилась туда даже для лечения прогрессировавшего у нее туберкулеза.
«Витамин В», как любовно именовала публика великую театральную актрису, умерла как раз от болезни легких, наотрез отказавшись от госпиталя. Перед смертью Ли репетировала роль в «Хрупком равновесии». Оно нарушилось 7 июля 1967 года, неподалеку от Лондона. Прах развеяли над озером, рядом с которым жила «Вив».