31.10.2013
Узнав о суициде мужа сестры, капитан грузового корабля (Венсан Линдон) бросает судно с командой и вылетает в Париж. Снимает пустую квартиру в центре. Много курит и мало гуляет. Подбивает клинья к соседке, проживающей этажом ниже с сыном лет восьми. На самом деле ничего личного: просто Рафаэль (Кьяра Мастроянни) — любовница коварного магната (Мишель Сюбор). Это он погубил бизнес самоубийцы и развратил его дочь (Лола Кретон), пребывающую ныне в клинике для душевнобольных. Безутешная вдова, она же несчастная мать (Джули Батай), она же сестра капитана, жаждет покарать злодея. Решится ли капитан стать орудием ее мести?
Ни единого ублюдка в сюжете не наблюдается вплоть до эпилога. И капитана с Рафаэль на самом деле не существует — их вообразила героиня с раздвоенным «я»: наполовину — отчаянная мать, наполовину — развратная дочь. Кто из них настоящая — вопрос дискуссионный. Наверняка известно немногое: обе обожают разгуливать голышом при луне, и каждая усматривает источник своих страданий в коварстве «недоброжелателя», которому от всей души желает адских мук.
Новую драму Клер Дени называли и худшей, и лучшей премьерой последнего, богатого на шокирующие сюрпризы каннского фестиваля. Этой двусмысленной славой картина обязана не художественным откровениям автора. Искушенную публику заворожила и раздосадовала попытка радикальной ревизии фолкнеровского романа «Святилище». Роман повествует о злоключениях супружеской пары, с молчаливого согласия которой была казнена не виновная в смерти их ребенка служанка.
Поблуждав по лесу, безответственные родители оказываются в избушке, где их давно поджидают зловещие типы, один из которых — палач.
Классический текст вдохновлял многих мастеров экрана, начиная с Тони Ричардсона, экранизировавшего «Святилище» в 1961-м, до Дэвида Линча и Алексея Балабанова. Однако никто из перечисленных режиссеров не догадался разделить пару, навязать роль палача недееспособной «лучшей половинке» и помедитировать на тему: а судьи кто?