Саранча из бездны

Андрей САМОХИН

18.03.2015

Это государство возникло и было разрушено на заре человеческой истории, но по сей день существует как некий духовный архетип: имя Вавилона, благодаря Библии, стало нарицательным. Увы, древний урок не пошел людям впрок. О вавилонских истоках сегодняшних событий и строительстве глобального «нового Вавилона» размышляет известный богослов, миссионер, писатель, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.

культура: Почему для нас сегодня важны знания о древнем Вавилоне?
Стеняев: Когда мы говорим о государстве, в нашем сознании возникают такие слова, как «стабильность», «надежность», «защита». Даже если оно не соответствует этим понятиям, мы хотим видеть его таким. Мечтаем о крепкой руке, которая однажды установит железный порядок. С трудом расстаемся с иллюзиями в отношении наших правителей. В общем, большинство землян возлагают все надежды именно на государство. А может ли оно в нынешнем секуляризированном виде отвечать этим надеждам? Для православных христиан государство — это, во-первых Небесный Иерусалим, а во-вторых, земное теократическое Царство, монархия, основанная на воле Божьей. Сегодня же в мире господствуют совсем другие принципы, корни которых весьма глубоки.

До Нимрода государств на земле не существовало. Он — внук Хама и первый сын Куша — был «сильный зверолов» и противник Бога Иеговы, узаконивший идолопоклонство. Само имя Нимрод означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель». Он первым воспользовался Господним разрешением есть мясо животных. Это был плотоядный, кровожадный, гордый человек. После военной победы над потомками Иафета хамит Нимрод объединил в единое царство такие города, как «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Так возникла первая языческая империя с полностью секуляризированным обществом. При нем же начали строить Вавилонскую башню — как вызов Богу. Кстати, Нимрод, подобно всем хамитам, имел черную кожу, а, по древним преданиям, именно темнокожий человек будет восстанавливать в мире принципы Вавилона.

культура: Нимрод и теперь живее всех живых? 
Стеняев: Как известно, в человеческой истории существуют архетипы характеров. Современные политики сознательно или бессознательно пытаются воспроизводить тип Нимрода, походить на него. Речь идет о таких качествах, как самоуверенность, наглость, вероломство. Они хотят выглядеть выше, умнее, красивее и даже здоровее, чем они есть, но, в сущности, остаются бледными копиями своего библейского прототипа. Они рядятся в белоснежные античные тоги, но подкладка их одежд все та же: черное нимродово богоотступничество и гордыня. Царство Нимрода — это вавилонская конфедерация против власти Бога, его прав и приоритетов. Апостол Иоанн Богослов в своем «Откровении» указывает на сокровенную суть такого типа государств, говоря о «жене», сидящей «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. <...> И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17: 3–5).

культура: Зачем вавилонянам понадобилось строить знаменитую башню?
Стеняев: Чтобы подчинить себе людей, их надо обмануть и воодушевить некой целью. Все понимали, что режим Нимрода греховен, а, значит, те, кто с ним связан — пособники греха: возмездие от Бога может обрушиться в любой момент. Еще свежи были воспоминания о Потопе, который покрыл все высоты земные. Поэтому, когда Нимрод предложил построить «город и башню высотою до небес» (Быт. 11: 4), мысль была такова: сделаем себе, современным языком говоря, бомбоубежище от гнева Господня и, когда придет вновь потоп, пересидим его в нашей башне, продолжая грешить.

Это была настоящая «стройка века». Они вырыли огромный котлован под «нулевой цикл», «и стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» (Быт.11:3). Последнее — чтобы вода очередного потопа не смогла проникнуть внутрь, как в Ноевом ковчеге. Экспедиция, которой руководил немецкий ученый Роберт Кольдевей, в начале ХХ века на равнине Сахн обнаружила остатки знаменитой Вавилонской башни и таблички с ее описанием, полностью соответствующим Библии. Семиярусный зиккурат поднялся на высоту 90 метров. По тем временам это было колоссальное сооружение: на строительство ушло восемьдесят пять миллионов глиняных кирпичей.

Строили новый земной рай — рукотворный эдем для грешников. Энтузиазм переполнял сердца строителей. Они поднимались все выше, и выше, и выше, удаляясь при этом от Бога. Такой же энтузиазм радостного «созидательного единения» был поначалу и у строителей советского коммунизма, похожее умонастроение возникнет у людей и при воцарении антихриста. Люди к тому времени вновь будут говорить на одном языке — не понадобится никаких эсперанто и нахождения консенсусов, как и при Нимроде. Это будет единый гордый порыв «человеческого разума», открыто манифестирующий отказ от Бога. Современный мир из железобетона, пластика, никеля, оптоволокна сооружает свою Вавилонскую башню, в сердцевине которой: нажива, наркомания, убийство, содомия, проституция, растление малолетних, терроризм, богохульство. Политики и лжерелигии небезуспешно собирают сегодня для этой башни живые глиняные «кирпичи», сведя человека до уровня предсуществования: глины и праха.

культура: Каков, на Ваш взгляд, политический портрет Вавилона, воспроизводящегося через века? 
Стеняев: Вавилон — это символ любого мятежного, доминирующего в мире государства, которое, восстав против Бога, пытается, чтобы все остальные страны подчинились ему — не только на политическом, но и на ментальном уровне. Таким был Египет, поработивший евреев, таковой стала позже Римская империя, которую апостол Иоанн Богослов выводит в своем «Откровении» под именем уже упомянутой вавилонской «великой блудницы», «сидящей на водах многих», с которой «блудодействовали цари земные» (Откр. 17:1–2). 

Нимрод апостольского времени — это римский император Нерон. Таким позже пытались сделать Третий рейх те, кто стоял за Адольфом Гитлером. Сегодня же подобными бесовскими гегемонами, без сомнения, являются США и в качестве подручного — Евросоюз. Кстати, падение Европы можно символически представить в виде Пизанской башни. В отличие от Вавилонской, разрушенной в одночасье, европейская башня падает медленно — веками, но в конце концов рухнет в ту же бездну, что и детище Нимрода. 

культура: Библейские противопоставления нередко проецируют на нынешние войны в регионе. Так, например, в США принято считать, что американские войска выступили в защиту «Иерусалима», то есть сегодняшнего Израиля, против Саддама Хусейна, как нового вавилонского Навуходоносора...
Стеняев: Разумеется, полностью смешивать библейские понятия с топонимами не следует. Апостол Иоанн называл земной Иерусалим после Христа Иерусалимом-Содомом-Египтом, городом, в котором «и Господь наш распят» (Откр.11:8). А на месте исторического Вавилона — с тех пор и доныне «место пусто». «И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф» (Исаия 14:23). На значительной части древнейшего Вавилона действительно болотистая местность, путешественниками описаны и впрямь обитающие там ежи и совы.

Но таинственная связь этих географических мест с их сакральными вневременными образами все же сохраняется. Поэтому христиане молятся о мире в земном Иерусалиме. Поэтому вокруг вавилонских мест периодически возобновляется активность разных темных сил. Это апокалиптическая «саранча из бездны», главная задача которой — убивать и разрушать. Вряд ли стоит искать какие-то тонкие смыслы в их действиях.

Важно понять, что образ Вавилона — это система понятий, вернее, антипонятий, которая находится внутри нас, в наших душах. Блаженный Августин разработал учение «о двух градах», по-современному говоря, «двух стройплощадках», развернутых с самого начала человеческой истории. Один — земной град, где «любовь к себе доходит до презрения к Богу», а другой — небесный, где «любовь к Богу доходит до презрения к себе». Библейский призыв оставить Вавилон, выйти из него, означает восстановление божественных приоритетов внутри человека. Только те, кто это сделает, смогут противостоять последнему мятежу против Создателя под знаменами антихриста. Набор волонтеров в два противостоящих войска, вербовка строителей на две «стройплощадки» продолжается.


By the Rivers оf Babylon


Тема города в древней Месопотамии и «первого мегаполиса» в истории человечества не дает покоя многим поп- и рок-исполнителям. Начнем с главного. «Реки вавилонские» были написаны и исполнены Брентом Доу и Тревором Макнафтоном из ямайской регги-группы Melodians еще в 1970 году, однако подлинную славу обрели восемь лет спустя, благодаря немецкому проекту Boney M. А заодно влюбили в себя поклонников «легкой музыки» на просторах всего СССР. После того как вышедшая на сингле песня «Rivers оf Babylon» оккупировала чарты почти всех европейских стран, фирма «Мелодия» выпустила несколько грампластинок этого экзотического, но близкого нашему слушателю коллектива. Понимал ли ведомый Фрэнком Фарианом ансамбль, о чем пел? Есть основания думать, что лид-вокалистка Лиз Митчелл, хотя и превосходно справилась с вокальной партией, едва ли вникала в глубины псалма 136, который является лирической основой песни. 

Кстати, уникальное применение мировому хиту нашел наш кинорежиссер Владимир Хотиненко. «Rivers оf Babylon» звучат в финале картины «Поп», обретая в контексте фильма изначальные библейские смыслы: тоску по утраченному и надежду на возрождение.

Основанная экс-дип-пепловцем Ричи Блэкмором хард-рок-команда Rainbow на одном из своих самых успешных альбомов «Long Live Rock’n’Roll» (вышедшем, кстати, в том же 78-м) представила композицию под названием «Gates оf Babylon». Величайшая рок-группа всех времен The Rolling Stones, приехавшая к нам впервые в 1998-м, решила назвать свой последний на тот момент альбом «Bridges to Babylon». Почему — загадка. Ни одна из песен на пластинке завесу не приоткрывает. 

Наши тоже не остаются в стороне: первый сингл группы «Кипелов» под названием «Вавилон», песня Ольги Арефьевой «Пал Вавилон»... Борис Гребенщиков, Григорий Лепс, Анжелика Варум и многие другие уделяют пристальное внимание городу-феномену. Егор Летов на одном из альбомов предварил самую знаменитую свою песню «Все идет по плану» следующим пассажем в духе хайку: «Однажды утром в Вавилоне пошел густой снег...»


До и после Навуходоносора

Поиски Вавилона затянулись на полстолетия. Решительный прорыв произошел лишь на рубеже XIX–XX веков, когда за дело взялась экспедиция Немецкого восточного общества под руководством Роберта Кольдевея, с чьим именем и связывают подлинное открытие Вавилона.

Самым документированным оказался нововавилонский период, наиболее подробно описанный в Ветхом Завете: начало «Вавилонского пленения», времени насильственных переселений иудеев по приказу царя Навуходоносора II (правил в 605–562 гг. до н. э.), что и послужило причиной для формирования в западной масс-культуре образа апокалиптического Вавилона. Имя его стало синонимом богатого, большого и безнравственного города.

В самом Вавилоне исследование археологических слоев более раннего времени было затруднено близостью грунтовых вод. Но примерно в то же самое время в ходе раскопок в Сузах (столице древнего Элама, на территории современной провинции Хузестан в Иране) французская археологическая экспедиция под руководством Жака де Моргана находит один из знаменитейших памятников вавилонской культуры (увезенный как военный трофей еще в древности), каменную стелу с клинописным текстом — сводом законов шестого царя I  Вавилонской династии Хаммурапи, датирующуюся серединой XVIII века до н. э. «Законы» представляют своего рода итог государственной деятельности Хаммурапи, ставящего себе в заслугу водворение справедливого порядка в созданной им империи.

Но Вавилон — это не только политический гений Хаммурапи, не только первый масштабный свод законов. Это еще и развитая математика (чего стоят позиционная система и умение измерять объем усеченной пирамиды), чья унаследованная от шумерской шестидесятеричная система счета продолжает жить и в наше время — в делении часа на 60 минут, минуты — на 60 секунд, а окружности — на 360 градусов. Высокоразвитое ирригационное земледелие стимулировало развитие астрономии, оказавшей впоследствии значительное влияние на греческую науку. Ряд памятников вавилонской литературы — например, «Поэма о невинном страдальце» или «Диалог между господином и рабом» — свидетельствуют о зарождении на древнем Ближнем Востоке философской мысли. Отдельного внимания заслуживает градостроительная концепция Вавилона: почти строго прямоугольный план, деление города на десять кварталов, мощные оборонительные стены. Каналы, снабжавшие население водой, хорошо обустроенная набережная, мосты, дома в несколько этажей, дворцы и храмы, зиккурат Этеменанки, сады, использование глазурованного кирпича для облицовки зданий… Все это — Вавилон, названный побывавшим там Геродотом самым красивым из известных ему городов.

Галина КОЛГАНОВА, научный сотрудник Института востоковедения РАН