13.08.2014
чем в подавляющем большинстве стран Европы, включая даже Прибалтику. Португальцы, оказавшиеся в долговой яме, благодаря «помощи» Евросоюза, просто вынуждены демпинговать…Первоначально португальцы и не думали обращаться за помощью в ЕС. В 2011 году информагентство «Европа Пресс» опубликовало данные опроса «Испано-португальский барометр общественного мнения» (BOHL — Barómetro de opinión Hispano-Luso), проведенного экспертами Центра социологического анализа в Саламанке и Центра социологических исследований и обучения Лиссабона. Оказывается, 39,8% испанцев и 46,1% португальцев уверены: обе страны полуострова должны объединиться в федерацию. При этом процент сторонников федерализации активно прирастал: в 2009-м идею поддерживали 30,3% испанцев и 39,9% португальцев, в 2010-м — уже 31% и 45,6% соответственно. Респонденты говорили, что предпочитают жить в «стабильном альянсе». Ну и зачем, спрашивается, двум государствам-соседям Евросоюз и его поддержка, если они всерьез говорят о создании собственной независимой федерации?
Однако в 2011 году Португалии был фактически навязан кредит Евросоюза и МВФ в размере 78 млрд. евро. Португальцы подсознательно чувствовали, что каждый евроцент придется оплатить сторицей, и так оно и вышло. По требованию кредиторов, жизнь простых граждан начала ухудшаться по всем направлениям. Мало того, что из-за кризиса стало сложно найти работу, так еще и пособия по безработице уменьшились, равно как и продолжительность их выплаты. Резко пошли вниз социальные дотации, снова и снова сокращалась зарплата госслужащих, росли налоги для прибыльных компаний, и лучшие государственные предприятия выставлялись на продажу.
Формально у руля всех этих изменений стояла так называемая «тройка» кредиторов: представители Еврокомиссии, Европейского центробанка и МВФ. Однако португальцы были уверены, что за ними стоят Германия и Франция, лидеры которых более всего высказывались по поводу кризисных стран Евросоюза, рассматривая ситуацию как возможность подтвердить свою ведущую роль на континенте. Таким образом фигуры Ангелы Меркель и Николя Саркози стали восприниматься в качестве главных символов португальских бед.
В чем минусы «брюссельского» бюджета и законов для Португалии? Просто перечислим ряд мер борьбы с кризисом, которые были навязаны «тройкой». НДС для магазинов и ресторанов повышен с 13% до 23%, из-за чего ряд небольших частных предприятий вынуждены были закрыться. Пенсионный возраст увеличился до 66 лет. Рабочая неделя госслужащих выросла на пять часов, при том, что зарплата осталась прежней. По приказу Министерства образования, в рамках всеобщей экономии количество учителей в школах резко сократилось. Зарплату госслужащим, зарабатывающим более 600 евро в месяц, снизили на 3,5–15% в зависимости от величины дохода. (Напомним, что минимальная национальная зарплата в Португалии 485 евро, а в среднем по Евросоюзу — 823 евро в месяц). С момента прихода «тройки» в стране были ликвидированы 350 000 рабочих мест (на 10,8 млн. населения). Многим пожилым гражданам сократили пенсии, что португальцев прямо-таки взбесило: ладно сокращение зарплат, но зачем трогать стариков…
В общем, испытывать какие-либо нежные чувства к лидерам общеевропейского дома у португальцев нет никаких оснований. Да еще и страна теперь по уши в долгах, без которых вполне могла обойтись. Оттого на улицах и в барах ругают Брюссель, Берлин и Париж: винят их во всех бедах, даже порой в самых фантастических.
На фоне беспросветного ужаса в 2014 году появилась главная светлая новость: Португалия смогла выйти из программы европейской «финансовой помощи» и 17 мая восстановила свою финансовую независимость. «Тройка» европейских кредиторов наконец-то покинула Португалию и больше не будет диктовать, что и кому нужно сократить и недоплатить. А уже летом поумневшее португальское правительство отказалось от получения последнего кредитного транша Евросоюза в размере 2 млрд. 600 млн. евро. Это было сделано, чтобы предотвратить возобновление программы финансовой помощи и, как следствие, возвращение «тройки» на португальскую землю. Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Но ждать ли теперь постепенного повышения цен на туристические услуги? Пожалуй, да. Местная туриндустрия уже в следующем сезоне постарается подтянуться до уровня соседней Испании.