БРИКС как преемник Фиделя

Алексей ЗВЕРЕВ

08.07.2014

Если вы хотите пощекотать Британию, это надо делать в Индии, советовал когда-то Наполеон Бонапарт. Современная колониальная империя, Соединенные Штаты, чувствительнее всего реагирует на щекотку в Латинской Америке. 11 июля президент России Владимир Путин проведет переговоры на Кубе. Далее — Аргентина и Бразилия. Вояж состоится на фоне неуклонного роста антиамериканских настроений: большинство стран региона воздержались от осуждения России в ООН, либо открыто поддержали нашу позицию по Крыму и Украине.

В правящих кругах Вашингтона привыкли считать Латинскую Америку собственным задним двором. Десятилетиями янки творили здесь все, что хотели: устанавливали удобные для себя цены на местные ресурсы (нефть, газ, железо, каучук, кокаин и т. д.), а если им пробовали возражать, устраивали революции, не считаясь с количеством жертв. 

В 1954 году американцы свергли президента Гватемалы, обещавшего выгнать транснациональные компании, в 1957-м привели к власти в Гаити жестокого диктатора Дювалье, а позже с помощью морской пехоты подавили восстание против его наследника. В 61-м полторы тысячи боевиков с территории США атаковали Кубу. Тогда же Вашингтон вынудил уйти в отставку президента Эквадора. В 63-м при поддержке ЦРУ произошла смена власти в Доминиканской Республике и очередной раз — в Эквадоре. В 64-м Белый дом инспирировал военный переворот в Бразилии, в 69-м подразделения американских наемников принимали участие в уругвайской гражданской войне. В 71-м Вашингтон сменил на своего сатрапа демократически избранного президента Боливии. В 73-м в результате переворота в Чили власть перешла к фашистской хунте генерала Пиночета. В 1979 году Белый Дом поддержал военный переворот в Сальвадоре и развязал агрессию против Никарагуа. Десять лет спустя армия США захватила Панаму... И так далее. В общей сложности, за полвека Латинская Америка потеряла около двухсот тысяч человек погибшими. Кроме того, под гнетом проамериканских полицейских режимов регион, по сути, был выключен из процесса мирного созидания и развития. 

Сейчас, в мире информационных технологий, хищникам приходится быть осторожнее. Но это вовсе не значит, что они изменили свой нрав. Опираясь на военную силу, американцы продолжают удерживать за собой военные объекты в Эквадоре, Колумбии, Панаме, Парагвае, Коста-Рике, на Кубе. В 2012-м в Парагвае по инициативе Госдепа США был свергнут президент Фернандо Луго. Весной прошлого года, явно не без помощи янки, была предпринята попытка переворота в Боливии. С помощью шпионских программ, о которых рассказал Эдвард Сноуден, контролируются интернет-переписка и телефонные переговоры латиноамериканских лидеров. Наконец, массовые протесты, захлестнувшие Бразилию и Венесуэлу в 2013–2014 годах, как известно, были спровоцированы «прописанными» в Калифорнии социальными сетями.  

В общем, результаты опроса, проведенного Институтом Гэллапа, вполне закономерны. Безоговорочное первое место в списке главных угроз человечеству жители стран Латинской Америки отводят США. В Мексике подобным образом высказались 37% респондентов, в Бразилии — 26%, в Перу — 24%, в Аргентине — 46%. Последняя новость стала особенно неприятной для американских политиков, поскольку Аргентина долгое время рассматривалась ими в качестве противовеса Бразилии.

Почему именно Бразилии? Даже при беглом взгляде на карту, очевидно, что та является главным геополитическим конкурентом США в Западном полушарии. На волне восточноевропейских успехов в минувшие четверть века Вашингтон чуть ослабил вожжи, и Бразилия совершила мощнейший рывок, став шестой экономикой планеты. Экономические достижения изменили и вектор бразильской политики. С 2003 года президенты Лула да Силва и Дилма Роуссефф последовательно проводили курс на размежевание с Вашингтоном. 

Однако провалился и «аргентинский план» США. Любые попытки сближения здесь упираются в территориальный спор между Буэнос-Айресом и Лондоном по поводу принадлежности Фолклендских островов. При посредничестве США, которые не готовы ссориться с Великобританией, эта проблема не может иметь приемлемого для Аргентины решения. С другой стороны, оторвавшись от Вашингтона, не сегодня завтра Аргентина получит весомый бонус, вступив в группу крупнейших развивающихся экономик — БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). 

В субботу, 12 июля, когда российский лидер встретится со своим аргентинским коллегой Кристиной Киршнер, речь, скорее всего, пойдет и об этом. Также в повестке переговоров, по словам Владимира Путина, сотрудничество в энергетике, машиностроении и военно-технической сфере. На следующий день президент России посетит финал мирового футбольного первенства в Бразилии, а затем отправится на саммит стран БРИКС. Ожидается, что здесь будет объявлено о создании Банка развития для финансирования совместных инфраструктурных проектов. Стартовый капитал банка составит $ 50 млрд, антикризисный фонд — $ 100 млрд. Возможно, уже на этом саммите будет поднят вопрос и о членстве Аргентины. 

Но первым аккордом латиноамериканского турне Владимира Путина станет Куба, где российский лидер встретится с Фиделем Кастро. Нет сомнений, что это событие вызовет широкий общественно-политический резонанс в США. 

Реакционные американские СМИ, глядя сквозь призму похолодания между Кремлем и Белым Домом, не преминут сравнить визит Путина с появлением на Острове Свободы советских ракет в 1962 году. Респектабельная пресса наверняка поумничает на тему посвящения Путина в преемники Фиделя. Хотя современный мир, пожалуй, слишком глобален, чтобы таковым мог стать один человек. 

Подлинным преемником Фиделя — как знаменосца антиамериканской революции освобождения — в настоящий момент истории представляется именно БРИКС. Поскольку именно БРИКС де-факто выдавливает США с просторов Латинской Америки. Разумеется, янки еще какое-то время останутся основными импортерами латиноамериканского сырья, но их возможности влиять на судьбы здешних стран и народов стремительно тают.