03.10.2023
Материал опубликован в августовском журнале Никиты Михалкова «Свой».
МАСТЕРСТВО, СИЛА И ВОЛЯ
Государство переживало крайне непростые, перестроечные времена, и это касалось многих сфер нашего социалистического быта. Тем не менее многие соотечественники были уверены, что огромная, мощная страна благополучно переживет любые трудности: мрак холодной войны рассеялся, улучшились отношения с западными странами, советское общество, несмотря на массу житейских проблем, смотрело в будущее «со сдержанным оптимизмом». В мае 1988 года в Москву прилетел президент США Рональд Рейган, который заявил, что отныне не считает СССР империей зла.
Наши атлеты, как и в былые времена, задавали тон на международной арене, и многие из них на Олимпиаду в Корею отправились в статусе фаворитов.
Та сборная была поистине интернациональной. В ее состав вошли русские, украинцы, белорусы, казахи, грузины, литовцы, эстонцы, латыши... Посланники едва ли не всех населявших Союз народов защищали спортивную честь великой державы, вставали во время исполнения общенационального гимна, дружно, с нескрываемым волнением (часто — со слезами на глазах) устремляли взоры туда, где вздымался алый стяг с серпом и молотом.
Больше всех наград завоевали представители двух крупнейших республик. Спортсмены из РСФСР добыли 28 золотых, 14 серебряных, 27 бронзовых медалей, из Украинской ССР — 14, 8, 12.
Болельщики со стажем прекрасно помнят выступления гимнаста Дмитрия Билозерчева, борцов Александра Карелина и Михаила Мамиашвили, легкоатлетов Натальи Лисовской и Ольги Брызгиной, боксера Вячеслава Яновского, велогонщиков Гинтаутаса Умараса и Эрику Салумяэ, метателя молота Сергея Литвинова... Наши стрелки, баскетболисты, гандболисты, тяжелоатлеты, гребцы той поры также достойны восторженных эпитетов.
Удивительную победу на Играх-1988 одержал прыгун с шестом Сергей Бубка. В Сеуле он стал первым человеком, которому покорилась высота более шести метров. За свою карьеру выдающийся легкоатлет установил 35 (!) мировых рекордов. Причем одно из его достижений — 1994 года — осталось непревзойденным до сих пор: на соревнованиях в итальянском Сестриере была преодолена планка на высоте 6 метров 14 сантиметров. Тогда Бубка представлял уже Украину...
В СХВАТКЕ РАВНЫХ И ДОСТОЙНЫХ
Победу, одержанную в Сеуле советскими волейболистками, иначе как невероятной (потрясающей, фантастической) не назовешь, хотя положа руку на сердце следует признать: нашим в противостоянии с перуанками повезло больше.
Начало матча выдалось просто ужасным. «Первый сет был выигран с легкостью — 15:10 за 21 минуту. Во втором мы победили 15:12 за 28 минут, — так в газете «Эль комерсио» описывал игру «не наш» репортер Марио Фернандес. — Счет стал 2:0, и сидевший передо мной аргентинский корреспондент повернулся и сказал: «Я никогда не был на волейбольном финале с таким разрывом в уровне соперников. Это не финал».
Разумеется, журналист из Перу и его соотечественники на трибунах в тот момент предвкушали легкую победу. Да и сами волейболистки из Южной Америки улыбались, перекидывались шутками, а их наставник, кореец Ман Бок Пак чувствовал себя триумфатором. Ему просто-напросто нечего было делать: гордые наследницы инков и без его указаний раз за разом разрывали блок русских, удачно «скидывали», эффектно «снимались», подавали навылет...
Тренер сборной СССР Николай Карполь, напротив, неистовствовал: кричал, бегал вдоль площадки, брал тайм-ауты, тасовал состав. Ничего не помогало. Не снижавшие мощь своих атак соперницы в третьей партии вели в счете 12:6, до победы им оставалось набрать всего лишь три очка. Организаторы турнира уже стали готовиться к церемонии награждения. Мимо скамейки сборной СССР проплыл поднос с золотыми медалями, и это было весьма символично...
Карполь взял последний тайм-аут и усадил на скамейку юную Ирину Смирнову, у которой совершенно не шла игра. Она сидела ни жива ни мертва. Тренер на нее не кричал, а только прошептал ей на ухо: «Что ж ты, милая, бабушке своей скажешь, когда в Свердловск вернешься? Как в лицо посмотришь?» Свою бабулю Ира обожала.
Девушка подняла голову, и глаза ее вспыхнули, а руки сжались в кулаки. Стремительно выскочив на площадку, она пробила сначала чужой блок, а затем стала уверенно, методично добывать одно очко за другим. Другие девчонки тоже воспряли духом, взлетали под потолок, а внизу поднимали «мертвые» мячи.
«Дочери солнца» удивились, но вызов приняли, хотя совладать с нашими им было уже трудно. В острейшей борьбе сборная СССР выиграла третью, а потом и четвертую партии. В решающем сете фортуна снова повернулась лицом к южноамериканкам, тем оставалось выиграть одно очко...
И все-таки последнее слово было за волейболистками сборной СССР. Сначала они сравняли счет, а затем титаническими усилиями довели матч до победы. Завершающий удар нанесла Татьяна Сидоренко, которая тут же разрыдалась от счастья. Вскоре ревела уже вся команда: Ирина Пархомчук, Валентина Огиенко, Елена Чебукина, Марина Никулина...
ХОРОШО СМЕЯТЬСЯ ПОСЛЕДНИМ
1988 год получился успешным и для отечественного футбола. На чемпионате Европы сборная СССР добыла серебряные медали, и наши болельщики исполнились новых надежд — прежде всего на то, что Олимпиада для советской дружины (пусть и в сильно измененном составе) тоже станет весьма успешной. Ожидания были вполне обоснованными — молодежь подобралась талантливая.
Наши футболисты без особых проблем добрались до финала, однако там их соперниками стали бразильцы, которых многие специалисты считали фаворитами. Да и сами латиноамериканцы держались весьма непринужденно, даже самоуверенно: в раздевалке пели песни, смеялись, на разминке дурачились.
«Было такое ощущение, что они уже выиграли турнир, — вспоминал тренер сборной Анатолий Бышовец. — Я напомнил ребятам известную русскую пословицу: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». И заверил команду, что после финального свистка смеяться будем мы».
Футболисты в алой форме практически ни в чем бразильцам не уступали, хоть и пропустили первыми: гол на 30-й минуте забил Ромарио, будущая мировая звезда. Игра шла равная, с хорошими шансами для обеих команд. Один из них наши использовали во втором тайме, счет с пенальти сравнял Игорь Добровольский.
На дополнительное время, как оказалось, больше сил сберегли игроки сборной СССР, а победный гол они забили на 105-й минуте. Комбинация была молниеносной: защитник московского «Локомотива» Сергей Горлукович сделал длинную передачу из своей штрафной на Владимира Лютого из «Днепра». Последний сбросил головой мяч на ход столичному торпедовцу Юрию Савичеву.
В тот момент огромная страна замерла у экранов телевизоров. Форвард со всех ног бежал к воротам Таффарела, а комментатор Владимир Маслаченко истошно кричал: «Савичев! Ну убегай, забивай! Я тебя умоляю!»
«Автозаводец» послушался, обыграл защитника и выполнил принесший вожделенное золото удар. Эти кадры в записи можно смотреть бесконечно...
В «золотой» команде кроме упомянутых выше игроков выступали Дмитрий Харин, Владимир Татарчук, Виктор Лосев, Алексей Михайличенко, Алексей Чередник, Арминас Нарбековас, Гела Кеташвили.
От славы до бесславия
Среди особо блиставших на Олимпиаде зарубежных атлетов были кореянка Ким Су Нен, которая завоевала две золотые медали в стрельбе из лука, пловец из Суринама Энтони Нести, спринтер из США Флоренс Гриффит Джойнер, румынская гимнастка Даниэла Силиваш, теннисистка из ФРГ Штеффи Граф и ее коллега, представитель Чехословакии Милослав Мечирж.
Феноменальный результат показал американский пловец Мэтт Бионди, копилка которого пополнилась восемью медалями: шестью золотыми, серебряной и бронзовой. После этих Игр он ушел из плавания, стал заниматься водным поло, но довольно скоро вернулся к прежним занятиям и на следующей Олимпиаде в Барселоне выиграл два золота.
Лебединой песней в Сеуле стало выступление сборной ГДР. Ее атлеты завоевали 102 медали, из которых 37 были золотыми. Этот потрясающий успех позволил команде восточных немцев занять второе место и опередить американцев.
Гимн Германской Демократической Республики звучал после состязаний боксеров, легкоатлетов, велогонщиков, гребцов, стрелков, тяжелоатлетов. В плавании гэдээровцы выступили просто великолепно, на высшую ступень пьедестала поднимались 11 (!) раз.
Спортсменов из ГДР тогда славили на все лады, а спустя десять с лишним лет после развала этой страны выяснилось, что над разработкой «невидимого» допинга для олимпийцев там работали три научно-исследовательских института и несколько фармацевтических компаний.
На суде по делу о злоупотреблении препаратами бывший министр спорта ГДР Манфред Эвальд сознался, что запрещенные вещества не использовались только в художественной гимнастике и парусном спорте. Немецкий еженедельник Spiegel сообщал: «В период 1974−1989 годов печально известные голубые таблетки Oral Turinabol принимали по меньшей мере 100 тысяч атлетов».
В Корее спортсменов ГДР лишь подозревали в применении допинга, зато представителя Канады Бена Джонсона взяли, что называется, с поличным. Сначала он ошеломил всех бесподобным мировым рекордом, пробежав стометровку за 9,79 секунды, а через три дня был безжалостно низвержен со спортивного олимпа. Канадца не только дисквалифицировали, но и лишили предыдущих рекордных достижений.
В допинговый скандал также угодили болгарские штангисты Митко Граблев и Ангел Генчев, завоевавшие золотые медали. От триумфа до позора этих силачей отделяло два дня. После их дисквалификации руководство сборной Болгарии по тяжелой атлетике сняло с соревнований еще не выходивших на помост спортсменов.
Надо ли всех этих, попавшихся на употреблении стимуляторов молодых людей осуждать? Вряд ли. На сей счет давно существует мнение: в спорте высших достижений и тогда, и в наши дни допинг использовали все участники крупных соревнований, а в том, что наказывали за это далеко не каждого, кроются сугубо утилитарные финансово-политические причины.
СВЕТ В ТЕМНОМ ОКНЕ
Спортивный форум в Сеуле стал светлым пятном в нашей общественной жизни. Когда на экранах телевизоров появлялся талисман Олимпиады — очаровательный тигренок Ходори и звучала душевная песня «Рука об руку», откладывались на потом все дела, забывались бытовые трудности, менялся душевный настрой. Граждане СССР вновь ощущали гордость за свою страну и за тех, кто становились героями олимпийских баталий.
Прекращались политические распри, примолкали пылкие ораторы, затухали даже всполохи межнациональной розни. Большой спорт примирял представителей разных взглядов, смягчал их воинственную риторику. Когда олимпийский огонь погас, заботы и невзгоды снова напомнили о себе, хотя по-прежнему теплилась надежда на лучшее.
Даже в 1991-м, несмотря на сильнейшие политические катаклизмы, наши олимпийцы жили в предвкушении планетарных, сугубо мирных баталий. В ноябре того года неожиданно для многих вышел указ Михаила Горбачева «О подготовке советских спортсменов к Олимпийским играм 1992 года».
На зимнюю Олимпиаду во французский Альбервиль отправилась Объединенная команда, состоявшая из посланцев 12 бывших республик СССР. У той сборной не было ни флага, ни гимна. Те, кто участвовал в параде открытия, позже признавались, что испытывали неловкость и смятение. Схожие чувства были и у миллионов граждан бывшего Союза, которых теперь объединяли разве только воспоминания о прежних олимпийских триумфах.
Фото: Валерий Зуфаров/ТАСС