Россия — родина сурков

София НЕЖИНА, Лондон

02.02.2013

2 февраля в США и Канаде отметят День сурка. По эту сторону Атлантики с культом сонливых грызунов с некоторых пор тоже все в порядке. Причем грызунов сугубо русских.

Если среднестатистического британского школьника спросить: «Где обитают сурки?», 90 процентов вероятности, что он ответит: «В России!» Уже четыре года в Англии бум на русских сурков. Причина тому — рекламщики.

Все началось в 2008-м, когда сайту по сравнению цен на финансовые услуги потребовалась рекламная кампания. Да такая, чтобы сразу вырваться на лидирующие позиции.

Кому первому пришла в голову идея про русского сурка — история умалчивает. Вся «фишка» заключается в игре английских слов: «market» (рынок) и «meerkat» (по-научному «сурикат», мелкий пушистый зверек семейства мангустовых, на вид — то ли суслик, то ли сурок). Было решено, что в центре кампании будет вовсе не сайт по сравнению цен, а тот, что сопоставляет... сурков. Так в январе 2009 года перед зрителями впервые возник русский аристократ — грызун Александр Орлов, сетующий на то, что люди постоянно путают два сайта. А ведь так просто отличить цены от сурков. Просто!

Результаты оказались феноменальными. За первые девять недель кампании запросы на котировки на сайте подскочили на 80 процентов, а узнаваемость бренда выросла почти в три раза. К 2010-му сайт увеличил свою долю рынка на 76 процентов.

А как же Александр Орлов? По статистике, на август 2009 года он обзавелся более чем 700 тысячами друзей на Facebook. На Twitter его фанатами стали еще 22 тысячи человек.

Хитрая улыбка Александра и его ключевое «просто!» с растянутыми на славянский манер гласными («seemples» вместо английского «simple») покорили детей и взрослых. На зоопарки и зоомагазины обрушился шквал запросов на сурикатов, а рождественским бестселлером стала мягкая игрушка Александр Орлов. Ее выпустили ограниченным тиражом в 5 тысяч экземпляров. Купить сувенир можно было исключительно в пафосном универмаге «Harrods» и только по предварительной записи.

Затем в свет вышла «автобиография» самого популярного грызуна Англии — «Жизнь и время Александра Орлова». В ней аристократ рассказал о своей семье, что проживает в Москве. Прадед Виталий — участник Войны Против Мангустов 1850-х. Бабушка и дедушка уцелели во время «террора» 1921 года. Папа Антон занимается боксом. Сам Александр стал миллиардером в 1970-х. Живет в Москве, и у него большой особняк на юге Лондона.

Этот веселый том получил больше предварительных заказов, чем любая другая книга, опубликованная в тот же период, включая мемуары Тони Блэра. За первую неделю продаж биография Александра вышла на вторую позицию на британском сайте Amazon.

Конечно, не обошлось и без попыток саботировать сурка. Газета «The Guardian» опубликовала статью, обвиняющую рекламу в расизме — насмешках над восточно-европейским акцентом. Но жалоба была признана беспочвенной, и популярность Александра продолжила набирать обороты — он даже дал теле-интервью.

Известность Александра и эффективность кампании — результат тщательного планирования. Каждый шаг продуман до мелочей. Например, когда у Александра появился компаньон — айтишник Сергей, то его сначала упомянули на страницах Facebook и Twitter, а потом уже вывели на экран. У Сергея тоже своя история: в 1980-х он был главным инженером советской космической программы.

Рекламщики знали, что стоять на месте — терять рейтинги, и долго довольствоваться успехом двух сурков не придется. Поэтому у Александра появилась целая деревня родственников — Сурково (Meerkovo). Теперь запомнить разницу между словами «market» и «meerkat» просят жители деревни: любитель пивнушек Василий, сельская учительница Майя, Яков, школьник Богдан и целый класс его приятелей.

Русские сурикаты на пике популярности. Что ждет их дальше? Рекламщики уверяют, что непрестанно смотрят в будущее. А на вопрос, почему все-таки сурикат — русский, лишь хитро улыбаются.