18.04.2019
«Мы испытываем гордость за тех, кто сражался с огнем и не допустил самого страшного, — заявил прибывший на место катастрофы президент Эмманюэль Макрон, который вошел внутрь здания, когда огонь еще не был потушен. — Мы снова выстроим наш Собор, потому что этого ждут от нас наши соотечественники».
Специалисты полагают, что пожар спровоцировали ремонтные работы, которые начались в июле прошлого года. Им предшествовала тщательная пожарная инспекция. Огонь вспыхнул на строительных лесах, установленных на крыше, в понедельник, 15 апреля, около 18.45. Мгновенно сработала сигнализация, и через считанные минуты прибыли пожарные.
Возможно, причиной стало короткое замыкание. «Нотр-Дам — это гигантский спичечный коробок, и любая случайность могла спровоцировать возгорание, которое оставалось незамеченным на протяжении нескольких часов или даже дней», — убежден эксперт парижского Апелляционного суда Серж Деле.
Случайное возгорание следствие пока считает главной версией. Однако отдельные политики пытаются эту точку зрения оспорить. «Даже если никто не погиб, это французское 11 сентября. Вандалы грабят церкви каждую неделю. Политкорректные деятели будут нас убеждать в том, что это несчастный случай», — заявил член муниципального совета парижского предместья Нейи-сюр-Сен Филипп Карсенти.
Пожар нанес неоценимый урон Нотр-Дам-де-Пари. Обрушился 93-метровый шпиль, сгорело две трети кровли, утрачены некоторые произведения искусства, находившиеся внутри здания, реликвии в шпиле. Внутренность почернела от копоти и местами обуглилась.
К счастью, не рухнули ни башни, ни многотонные колокола. Удалось спасти великие реликвии — прежде всего Терновый венец Христа, тунику Святого Людовика. Уцелевшие сокровища временно перевезли в столичную мэрию, а затем передадут на хранение в Лувр. Пострадавшие картины, по мнению экспертов, могут быть отреставрированы. Одна из ближайших задач — инвентаризация погибших и уцелевших сокровищ. По последним данным, пламя пощадило и знаменитые витражи собора.
Несколько дней назад отправили на реставрацию 12 бронзовых статуй апостолов и четырех евангелистов, которые находились на крыше собора. Вся реставрация оценивалась примерно в 150 млн евро. Сегодня для спасения святыни потребуется сумма в десятки раз больше.
Макрон объявил о проведении кампании пожертвований на восстановление Нотр-Дама. На призыв уже откликнулась семья миллиардера Франсуа Пино, которая внесет в фонд 100 млн евро. В два раза большую сумму пообещал его извечный соперник, владелец Louis Vuitton Moët Hennessy Бернар Арно. Так или иначе, на восстановление уйдут многие годы, если не десятилетия.
Все отмечают героизм «солдат огня». В отличие от американских пожарных, напоминают специалисты, французские начинают борьбу с огнем внутри здания, а не снаружи. Это опаснее для жизни, но увеличивает шансы на спасение сокровищ.
Собор за свою более чем восьмивековую историю пережил бесчисленные войны, революции, грабежи, акты вандализма, но никогда еще не было подобной трагедии, никогда его существование не находилось под угрозой. «Почему, Господи? — вопрошает в отчаянии ректор Нотр-Дама Патрик Шове. — Когда сейчас видишь памятник, который любишь и который так много значит для нашей истории, испытываешь глубокую печаль. Это произошло в понедельник — первый день Святой недели (она предшествует католической Пасхе). Думаю, что получу ответ, только когда окажусь на небесах»
Собор Парижской Богоматери — больше, чем символ Франции. Отсюда идет отсчет расстояний до городов и населенных пунктов. С собором связаны многие важнейшие страницы французской истории, и в частности свадьба короля Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа, — за шесть дней до Варфоломеевской ночи, коронация Наполеона в 1804 году, исполнение «Магнификата» в честь освобождения Парижа в августе 1944 года в присутствии генерала де Голля.
История собора неразрывно связана с именем Виктора Гюго. В знаменитом одноименном романе, написанном в 1831 году, он с болью писал, что Нотр-Дам-де-Пари находится в ужасном состоянии, и не исключал, что он «быть может, исчезнет скоро с лица земли». Его книга сыграла исключительную роль в реставрации собора, которая началась в 1841 году и продолжалась почти четверть века.
Многие французы восприняли катастрофу как личную драму. «Огнем охвачено сердце Франции», — заявил историк Камиль Паскаль. Он сравнил ужасное событие с разрушением в годы Первой мировой войны знаменитого Реймсского собора, где короновались почти все французские короли. Несмотря на требование полиции покинуть район пожара, собравшиеся в близлежащих кварталах верующие всю ночь молились и пели. «Собор Парижской Богоматери: ночь слез и молитв» — с таким заголовком вышел сегодняшний номер газеты Le Figaro.
Со всего мира в Париж приходили телеграммы с выражением поддержки. Владимир Путин выразил соболезнование французскому народу и предложил направить во Францию лучших российских специалистов, имеющих опыт реставрации памятников мирового культурного наследия, в том числе произведений средневекового зодчества.
Местные СМИ цитируют слова замглавы синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ Николая Балашова о том, что «старые камни Европы» являются частью души русских людей и их истории: «Трудно отделаться от мысли, что на наших глазах свершается знамение, смысл которого нам еще предстоит осознать. Мир уже не будет прежним».
Фото на анонсе: Thibault Camus/AP/TASS