Шарль Наполеон — «Культуре»: «Бонапарт не знал, что такое Россия»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

08.09.2012

На праздновании 200-летия Бородинской битвы наполеоновскую династию в России представлял Шарль Наполеон — потомок Жерома, младшего брата императора. 62-летний принц считается главой дома Бонапартов. Доктор экономических наук, бывший финансист и банкир, а ныне предприниматель, он был вице-мэром городка Аяччо — родины Наполеона Бонапарта. О своем видении легендарного предка принц, по совместительству член французской соцпартии, рассказал «Культуре».

культура: Для русских Бородино — одна из величайших побед нашего оружия. Но и французы считают это сражение своим успехом. Так на чьей стороне, на Ваш взгляд, правда?

Наполеон: Во Франции и вправду Бородино рассматривают как победу. После затяжного стратегического отступления русских Наполеону наконец удалось дать бой противнику. Обе стороны сражались геройски. После битвы французы не отступили, пошли вперед и вступили в Москву. Поэтому мы рассматриваем сражение как свою победу. Конечно, потом началось отступление наполеоновской армии и ее разгром.

культура: Значит, побежденных в Бородинской битве нет?

Наполеон: Побежденные — это десятки тысяч убитых. Надо отмечать не русскую или французскую победу, а важную дату в истории двух стран, напоминающую об ужасах войны.

культура: И все-таки почему великий полководец Наполеон коварно напал на Россию? Одни историки считают, что тем самым он хотел заставить Александра I присоединиться к блокаде Англии. Другие полагают, что он намеревался захватить Индию...

Наполеон: После встречи двух императоров в Тильзите появился безумный проект совместного покорения Индии. Конечно, Наполеон стремился и к блокаде Англии. Но настоящая причина в том, что Бонапарт придерживался логики войны — именно с ее помощью он добивался своих целей.

культура: Однако ближайшее окружение пыталось отговорить императора от этой авантюры.

Наполеон: Французский посол в России Арман де Коленкур постоянно предупреждал Наполеона, что нападение на эту страну — безумие. Да и сам Александр I объяснил Коленкуру стратегию, которой он будет придерживаться в случае французского вторжения.

культура: «Со штыком можно делать все что угодно, — говорил Ваш предок. — Нельзя только на нем сидеть». Как же он не мог понять, что ему не удастся покорить Россию?

Наполеон: Это говорил Талейран… В ту эпоху в Европе для разрешения конфликтов предпочтение отдавали именно оружию. Наполеону удалось объединить под своими знаменами около 20 европейских стран, включая Австрию и Пруссию. В походе на Россию за ним следовала фактически вся континентальная Европа.

культура: Ваш предок не доверял русским, называл их «северными варварами», а Александра I — «византийцем».

Наполеон: Он недооценил русского императора. Наполеон был убежден, что «очаровал» царя. В какой-то мере так оно и было. Но тот же Арман де Коленкур объяснял — Александр мог казаться открытым, оставаясь при своем мнении. Наполеон не понял истинных намерений русского царя, недооценил его решимость. А главное — он не знал, что такое Россия.

культура: В русской кампании Наполеона — в том числе в Бородинском сражении — участвовал Стендаль. Он увидел «патриотизм и настоящее величие» русских.

Наполеон: Русская нация сплотилась и разгромила Наполеона и всю его коалицию ценой колоссальных жертв.

культура: В Париже часть победоносной русской элиты прониклась идеями Века Просвещения и Французской революции.

Наполеон: Таков оказался ход истории. На Россию напали, она разбила врага. Но победители прониклись идеями противника — концепциями французских просветителей. Декабристы явились результатом взятия Парижа.

культура: Какую роль в этой войне играл Ваш прямой предок Жером Бонапарт?

Наполеон: Он участвовал в русской кампании, но был недоволен тем, что старший брат отдал его под начало маршала Даву. Поэтому еще до Бородинской битвы он вернулся в Кассель — столицу королевства Вестфалия (Наполеон назначил брата королем этого зависимого от Франции государства — «Культура»). Но Жером отличился в битве при Ватерлоо.

культура: Внук Жерома, Луи Наполеон Жозеф Жером Бонапарт, вплоть до 1917 года служил в русской армии — сначала полковником, затем генералом. Ему покровительствовал сам Николай II. Не забросила ли судьба и других Наполеонов в Россию?

Наполеон: Насколько мне известно, детей у Луи Жозефа Жерома не было. Других я не знаю. Разве что сестра моего отца Мари-Клотильда Наполеон вышла замуж за русского графа Сержа де Витта.

культура: Как Вы думаете, почему часть русского общества увлекалась Наполеоном? «Угас великий человек», — написал Пушкин после его смерти.

Наполеон: Многие великие умы не только России, но и всей Европы — например, Гегель — приветствовали Французскую революцию и Наполеона. Они привечали современные институты, которые основывались на идеях Века Просвещения.

культура: Что император ставил выше — интересы Франции или свои собственные?

Наполеон: Он не делал между ними различий. Наполеон по натуре был монархом и вслед за Людовиком XIV мог повторить: «Государство — это я».

культура: Великий полководец был и великим тираном. В его войнах погибли сотни тысяч людей.

Наполеон: Его нельзя считать тираном. Он не устанавливал кровавой диктатуры — сродни тем, что были в прошлом столетии. Его правление не было демократическим в том смысле, которое мы сегодня вкладываем в это понятие. Десяток людей выслали из страны, но никого не расстреливали. В стране не было настоящей свободы слова, но и цензуры не наблюдалось — по крайней мере, постоянной. Бонапарт был генералом, а военные должны выигрывать войны. Они не считаются с пролитой кровью.

культура: Историк Макс Галло называет Наполеона военным преступником, расстрелявшим во время египетской кампании несколько тысяч пленных.

Наполеон: На войне — как на войне. Для той эпохи его кампании были относительно «чистыми» — за несколькими исключениями. Наполеон отдал приказ об экзекуции заключенных в Яффе потому, что взял их в плен во второй раз. В первый — он отпустил их, взяв обещание впредь не воевать против него.

культура: С Вашей точки зрения, Наполеон более велик как полководец или как государственный деятель?

Наполеон: Вне всякого сомнения, он был гениальным полководцем. Его походы и сражения изучают в военных академиях. Своими воинскими талантами он равен Александру Македонскому. Одновременно Наполеон — выдающийся администратор, создавший замечательные государственные институты. По его словам, он использовал все лучшее, что принесла революция, внедрял идеи равенства. Начертал контуры современной Франции и нескольких европейских стран. Созданные им институты существуют и сегодня.

культура: Чем Вы объясняете то, что Наполеон, принесший Европе столько страданий, на протяжении двух столетий остается самым известным французом?

Наполеон: Он олицетворяет апогей Франции. Такой могущественной, как во время его правления, она не была больше никогда. Сегодня Франция играет важную роль в мире, но не входит в тройку сильнейших государств. Естественно, возникает подобие ностальгии. Кроме того, потрясает жизненная траектория Наполеона-человека. Он появился на свет на маленькой Корсике, но благодаря своему гению стал самым могущественным человеком того времени.

культура: В нем проявлялись корсиканские корни?

Наполеон: В сущности, во Франции он был чужеземцем. Он родился в 1769 году, когда Корсика еще не стала полностью французской. Его отец служил в армии Паскаля Паоли, сражавшейся против войска Людовика XV. Наполеон был иностранцем, быстро усвоившим правила новой страны. Свободный от предрассудков, он не был связан никакими условностями.

культура: Три года назад Вы издали труд «Неизвестный Наполеон — мой предок». Что нового о Бонапарте в Вашей книге?

Наполеон: Я хотел показать человека в его обыденной жизни. Он был велик и одновременно мелок. К тому же прост и доступен — ему были чужды социальные предрассудки. Обладал невероятной силой убеждения. В конце концов, ему пришлось расплачиваться ссылкой на остров Святой Елены. Он был человеком, достойным восхищения. Но это не значит, что я его сторонник.

культура: Есть ли какая-то неразгаданная тайна Наполеона?

Наполеон: Ему посвящены десятки тысяч книг, сохранились свидетельства хорошо знавших его людей — генералов, министров. Дошла до нас и его собственная переписка — а это почти 50 тысяч писем. Пожалуй, ни о ком в истории нет столько сведений. Однако в его личности по-прежнему остаются неизвестные и необъяснимые черты.

культура: Друзей у него не было? Он презирал людей?

Наполеон: Совсем не презирал, напротив, относился к ним с большим вниманием. Наполеон отличался проницательностью и умел оценить каждого. Он всегда говорил в лицо самые неприятные вещи, но не был злопамятен. Мог вспылить, но быстро остывал.

культура: Тем не менее окружение его боялось. Никто не осмеливался говорить правду.

Наполеон: И в этом одна из причин его разгрома в России. Он был исключительно требователен в отношении маршалов, генералов, министров и префектов. Его боялись. В результате некоторые вещи от него утаивали. Такова участь всех автократов. От них скрывают правду — в силу этого они становятся жертвами окружения. Что наглядно показала и русская кампания. Его уверяли, будто бы для отступления в Смоленске есть склады с продовольствием, больницы. Но там ничего не оказалось.

культура: Есть ли что-то общее между Наполеоном и Сталиным?

Наполеон: Очень интересный вопрос. В конце концов, оба фактически были иностранцами — корсиканец и грузин. Оба автократы. Для обоих жизнь человека — лишь средство для достижения цели. Разница, на мой взгляд, в том, что Наполеон не являлся диктатором внутри самой Франции. У нас не было ГУЛАГа.

культура: Подобно многим диктаторам, особое внимание он уделял искусствам.

Наполеон: И здесь можно увидеть интересную параллель со Сталиным. В ту эпоху культура имела официальный характер. Большинство картин наполеоновского времени — государственный заказ. Искусство играло политическую роль — оно воспевало заслуги императора.

культура: Он волочился за женщинами?

Наполеон: Нет, это женщины волочились за ним. Как любой властитель, Наполеон притягивал слабый пол. И чрезвычайно редко говорил им «нет». Но дамы никогда не играли политической роли — возможно, кроме Марии Валевской (ее сын от Наполеона Александр Колонна-Валевский возглавлял французское внешнеполитическое ведомство, а потом и министерство изящных искусств — «Культура»). Поляки попытались ее использовать, но Наполеон не пошел им навстречу и не создал независимой Польши.

культура: Несколько лет назад Вы учредили Европейскую федерацию наполеоновских городов. Каковы ее цели?

Наполеон: Среди 50 городов, входящих в федерацию, пока только один русский – Можайск. Мы разрабатываем туристические программы, в частности, хотим создать виртуальную «дорогу Наполеона» по всем городам и странам. Проект будет финансировать Совет Европы. Мы также готовим передвижные выставки.

культура: Одним из Ваших предков был бельгийский король Леопольд II. Вы также связаны родственными узами с королевскими домами Франции, Италии, Испании, Австрии.

Наполеон: Я тут ни при чем. Это следствие браков, заключенных моими предками.

культура: Так или иначе, Вы принц, глава наполеоновского дома…

Наполеон: У меня нет никаких монархических притязаний. Прежде всего, я республиканец, придерживаюсь социал-демократических взглядов, член французской соцпартии.

культура: Ваши четверо детей гордятся тем, что они Наполеоны?

Наполеон: Они отдают себе в этом отчет. Больше всех гордится тем, что ее предком был Наполеон, 14-летняя дочка — наш приемный ребенок из Вьетнама...