26.12.2013
Среди двухсот его ролей — такие знаковые, как Дантон, Роден, Колумб, Бальзак, Дюма, Сирано де Бержерак, граф Монте-Кристо, Портос и д’Артаньян и, наконец, Распутин. «Я не видел ни одного фильма, в котором не было бы Депардье», — однажды пошутил известный английский писатель Джон Апдайк.
Кажется, для Депардье нет неинтересной работы — он редко отказывается от предложений. Полагается на свою интуицию, не боится идти на риск и снимается каждый год в пяти-шести лентах. Главным считает ощущение внутренней свободы.
Задолго до того как стать россиянином, Депардье любил порассуждать о своей «мистической» связи с нашей страной. В себе он находил черты всех трех братьев Карамазовых, но полагал, что Дмитрий ему ближе всех.
Без малого год назад — 5 января 2013-го — Владимир Путин вручил Депардье российский паспорт. «Чувствую себя абсолютно русским, — подчеркивает актер. — Мне близок этот широкий характер со всеми его эксцессами и крайностями. Обожаю русскую культуру. Счастлив стать российским гражданином».
«Подобно Пугачеву, я — крестьянин, который хочет быть царем… в Саранске», — заявила звезда, получив прописку в этом городе на Демократической улице. Теперь он намерен заняться бизнесом в России, а в своем парижском особняке создать российский культурный центр. Правда, языком Достоевского пока не овладел, но недавно получил на новой родине полис добровольного медицинского страхования...
Жерар родился в пролетарской семье в провинциальном городке Шатору, что в центральной Франции. Родители были людьми малограмотными и в основном выживали за счет пособий. «Отец пил, а мать рожала», — вспоминал актер. Детей было шестеро. Мальчишкой он попадал в переделки, занимался спекуляцией и контрабандой. Случалось, воровал, и лишь чудом избежал тюрьмы.
Согласно одной из легенд, которыми окутана его жизнь, в 12 лет Жерар ушел из дома и нашел пристанище у двух проституток, трудившихся на американской военной базе в Шатору. Счастливой оказалась поездка в Париж, где на него обратил внимание театральный педагог, который помог избавиться от заикания и впервые пригласил на сцену.
Его появление на экране само по себе стало новой волной во французском кинематографе. После прогремевшего культового фильма «Вальсирующие» с участием Жерара огромную популярность Депардье принесли три комедии, в которых он сыграл вместе с Пьером Ришаром, — «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы». Ришар впоследствии вспоминал: сниматься с Жераром — все равно, что войти в клетку к разъяренному тигру. «Если понравитесь зверю, он вдруг станет ласковым и ручным, но нельзя забывать — вы имеете дело с хищником», — предупреждал Ришар.
Как и большинство европейских звезд, Депардье не избежал искушения Голливудом, о котором потом вспоминал как о «кошмарном сне, сочиненном Кафкой». Заокеанская фабрика грез запомнилась ему как «последняя коммунистическая страна».
Помимо актерского гения французы ценят в Жераре дух бунтарства, кураж, готовность идти наперекор общественному мнению. Даже близкие считают Депардье человеком одиноким, живущим в собственном непроницаемом мире.
Наделенный мятежным темпераментом, он причисляет себя к фаталистам. За рулем скутера или мотоцикла как минимум полтора десятка раз попадал в аварии, но отделывался царапинами или штрафами за вождение в нетрезвом виде.
«Душа у меня — Страдивари, а внешность — дальнобойщика, — сказал о себе Депардье. — Я ни в чем не знаю меры». Эпикуреец и бонвиван, он часто подвержен депрессии. Самым страшным ударом в жизни, от которого он так и не оправился, стала смерть в 2008 году его 37-летнего сына — одаренного актера Гийома. Когда тому было всего 17, полиция нашла у него два грамма героина, и суд отправил подростка за решетку. Вмешательство знаменитого отца, просившего президента Франсуа Миттерана о помощи, не помогло. Тюрьма сломала юношу.
Актерство интересует Депардье во всех ипостасях. В соборах он декламировал тексты Блаженного Августина. Выступал с пианистом Евгением Кисиным. Вместе с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым участвовал в опере-оратории «Царь Эдип» Игоря Стравинского...
Жерар надеется — российская кинокарьера у него еще впереди. Ждет больших ролей, которые соответствовали бы масштабу его личности и таланта — например, в «Братьях Карамазовых» или в «Капитанской дочке». Пока же снялся в комедийном телефильме «Зайцев +1»: очередную серию канал ТНТ покажет в середине января.
У Депардье катастрофически не хватает времени на театр, с которого и началась его актерская карьера. Последний раз он выходил на сцену десять лет назад с Фанни Ардан в спектакле «Зверь в чаще» по рассказу Генри Джеймса. Сейчас решил воспользоваться паузой между съемками и с 4 января 2014 года в парижском театре Антуан вместе с Анук Эме (кстати, ей 81 год) в течение недели будет играть в пьесе «Любовные письма».