Тридцать лет назад на прилавках музыкальных магазинов появился альбом Майкла Джексона «Thriller». По сей день этот диск является самым продаваемым за всю историю популярной музыки.

Майкл Джексон купался в лучах славы с детских лет. Патронируемый тираном-папашей Джозефом Джексоном поп-музыкальный семейный подряд The Jackson 5 в начале 70-х пользовался огромной популярностью, неизменно бомбардируя национальные хит-парады Америки и собирая бешеные аншлаги на своих выступлениях. Главной визуальной — а чуть позднее, и вокальной — «изюминкой» коллектива был очаровательный темнокожий ребенок: Майкл, самый младший из всех. И, несмотря на равную степень известности каждого участника проекта, было ясно, кто в семье являлся подлинной звездой. Немного повзрослев, осознал это и сам Майкл — к тому же, к концу десятилетия популярность группы начала понемногу сходить на нет.

Окончательно заставить любителей поп-музыки поверить в собственную исключительность и надолго позабыть о The Jackson 5 младшенькому удалось в 1979 году, когда был выпущен его сольный альбом «Off The Wall». Спродюсированный кудесником звука Куинси Джонсом, диск стал коммерческой бомбой и принес Майклу первую премию «Грэмми».

Путь честного поп-идола начался. Однако ничто не могло подготовить мировую музыкальную общественность к тому, что произошло тремя годами позднее. Едва ли сам Джексон всерьез предполагал, какая фантастическая судьба ожидает пластинку, над которой он работал в период с апреля по ноябрь 1982 года в лос-анджелесской студии.

Вроде бы, «Thriller» — обыкновенный поп-альбом, со всеми сопутствующими атрибутами: несколько цепких мелодий, четкий, упругий танцевальный ритм, великолепный саунд-продюс (за звукорежиссерский пульт Майкл вновь усадил Куинси Джонса) и грамотная раскрутка. Но такой классической и безотказной формулой могут похвастаться сотни пластинок, выпущенных и до, и после самого знаменитого джексоновского опуса. Дело, видимо, в том, что Майкл попал в струю. В период, когда классический рок начал потихоньку агонизировать, чистого эстрадного популяра вокруг было завались, а от диско публика стала заметно уставать, Джексон сумел виртуозно сплести воедино ряд стилей и направлений (фанк, поп-рок, соул, бит), заручившись к тому же поддержкой целого созвездия именитых помощников.

Так, для исполнения партии гитары в ударном треке «Beat It» Майкл привлек Эдди Ван Халена, а первый сингл с «Thriller» — композицию «The Girl Is Mine», мгновенно занявшую первое место в чартах по обе стороны Атлантики, Джексон спел в дуэте с Полом Маккартни. Кстати, год спустя экс-битл потребовал вернуть должок: на его пластинке 1983 года «Pipes Of Peace» присутствуют две композиции, написанные тандемом Маккартни/Джексон: «Say Say Say» и «The Man». Во время работы над «Thriller» Майкл даже записал пару треков с Фредди Меркьюри — правда, в альбом они не вошли, по поводу чего вокалист Queen впоследствии сокрушался: «Черт возьми, я ведь мог быть на «Thriller»! Представляете, какой солидный куш я упустил!»

Вскоре после выхода альбом ворвался в хит-парад Billboard 200, пределов которого не покидал в течение 122 недель, при этом высшую строчку списка он оккупировал на протяжении девяти месяцев. Пластинка содержала всего девять треков, и семь из них были выпущены в качестве синглов, в разное время попавших в первую десятку американского чарта. За «Thriller» Джексон получил семь премий «Грэмми» и столько же — American Music Awards.

Немаловажным слагаемым феноменального успеха было также то обстоятельство, что в начале 80-х эра MTV начинала набирать стремительные обороты. И клипы Джексона, снятые со вкусом, отменно срежиссированные (ролик к титульной композиции вообще является захватывающим 14-минутным мини-фильмом и часто признается лучшим видеоклипом в истории), демонстрирующие великолепную хореографию, попали в самую точку. Джексон стал первым темнокожим артистом, сумевшим по-настоящему завоевать эфир.

Диск явился настоящим откровением и оказал колоссальное влияние на последующее развитие популярной музыки.

Хотя, по правде говоря, русскому человеку ошеломляющий феномен шедевра Майкла Джексона понять довольно сложно. И осознание того, что «Thriller» является самым продаваемым альбомом в истории заставляет среднестатистического отечественного слушателя недоуменно пожимать плечами. Для нашего уха эта пластинка все-таки недостаточно мелодична, вопиюще коммерциализирована и до неприличия прагматична. Но зато, пожалуй, самая великолепная поп-песня 80-х «Billie Jean» находится именно здесь. Что ж, одного этого уже достаточно.