15.03.2017
«Влияние Хохловой на творчество мастера до сих пор по достоинству не оценено», — подчеркивает куратор выставки, видный историк искусства Жоаким Писсарро и даже предлагает переименовать «неоклассический» этап в творчестве мэтра (конец 10-х — 20-е годы) в «период Ольги».
Пикассо и Хохлову познакомил Сергей Дягилев, в чьей труппе она танцевала пять лет. Это случилось весной 1917-го в Риме, куда художник приехал работать над балетом «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина. Танцовщица сразу вскружила голову Пабло, который к 35 годам устал от богемной жизни. Немаловажную роль сыграло и русское происхождение Ольги. Пламенного революционера в искусстве чрезвычайно интересовало все, связанное с гигантской, загадочной страной, волновавшей и притягивающей. Он внимательно следил за событиями в России и даже собирался изучать язык Толстого. Завораживала и сама атмосфера «Русских сезонов», имевших колоссальный успех в Европе.
«Берегись, — предупреждал с усмешкой Дягилев, наблюдая за ухаживаниями, — на русских девушках приходится жениться». «Ты, наверное, шутишь», — парировал Пикассо. И хотя сама балерина не понимала его искусство, она мечтала о браке. «Может ли художник быть человеком серьезным?» — допытывалась у Дягилева Ольгина мать Лидия. «Не менее серьезным, чем балерина», — отшучивался тот.
В Барселоне, где со скандалом шел «Парад», Пабло представил избранницу своей матери. И, несмотря на то, что девушка ей приглянулась, донья Мария предупредила: «Мой сын создан только для самого себя и ни для кого другого, с ним не сможет быть счастлива ни одна женщина».
Так или иначе, 12 июля 1918 года Пабло и Ольга обвенчались в православном соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. Среди гостей присутствовали Дягилев, Мясин, Аполлинер, Кокто, Матисс, Брак. Пикассо верил, что связывает себя узами навсегда. Это подтверждает и любопытный документ: «Мы, нижеподписавшиеся, Ольга Хохлова и Пабло Пикассо, клянемся жить до смерти в мире и любви. Тот, кто нарушит этот контракт, будет приговорен к смерти».
Повредив колено, Ольга ушла из балета, молодожены поселились в апартаментах на улице Ля Боэси неподалеку от галереи, где Пикассо выставлялся. Прирожденная хозяйка, Хохлова меблировала квартиру на свой вкус. Пабло не вмешивался. Ограничился тем, что устроил беспорядок в мастерской этажом ниже, расставив вдоль стен свои работы и картины Ренуара, Матисса, Сезанна, Руссо.
Вскоре семейность стала тяготить художника. Он любил жену, но хотел оставаться свободным человеком и заниматься только искусством. К тому же следовал кредо испанских мачо: «Утром — месса, днем — коррида, вечером — бордель».
4 февраля 1921 года у Ольги и Пабло родился сын Поль (Пауло). Это событие наполнило мастера гордостью. Он делал бесконечные рисунки малыша и жены, помечая на них не только день, но и час. «Я хочу узнавать свое лицо», — предупредила Ольга. Пикассо повиновался. Поэтому большинство его работ тех лет выполнено в «неоклассической» манере. На них Ольга задумчива, грустна и меланхолична. Она замужем за знаменитым живописцем, счастливая мать, но что терзает ее душу? Ответ на этот вопрос дает внук художника Бернар Руис-Пикассо, другой куратор парижской выставки и основатель Музея Пикассо в Малаге. В его фонде FABA хранится так называемый «Ольгин сундук» — единственное, что у нее осталось после разрыва с Пабло в 1935-м. Среди архива, до недавнего времени неизвестного, — фотографии, балетные пачки, программы, отрывные календари, безделушки, а также православный крест, Библия на русском и главное — около 600 писем из России.
«Ольга, — напоминает Бернар Руис-Пикассо, — до конца жизни оказалась отрезана от своей родины, семьи, культуры, языка». Несмотря на личное благополучие, экс-танцовщица ужасно переживала за близких. Ее отец Степан воевал в Белой армии и в 1919 году пропал без вести. Один из братьев, Николай, тоже офицер, покинул Россию и после Константинополя остался в Сербии без средств к существованию. В страшной нужде жили в Москве мать и сестры. Ольга и Пабло старались им помогать. Отправляли продовольствие, деньги и даже рисунки. Но почти ничего не доходило. Однажды Пикассо послал свои работы Коле Хохлову в Сербию. Он должен был передать их военному министру, чтобы тот помог ему в карьере. В письмах Ольга охотно рассказывала маме о сыне Поле, однако ничего не сообщала о муже и их жизни во Франции — видимо, стеснялась говорить о собственном комфорте. Ее мать не раз просила дочь приехать в Москву, Ольга не решалась. Тогда Лидия сама собралась отправиться в Париж, но визиту тещи, судя по всему, воспротивился Пикассо.
Распри между супругами все усиливались. Пабло замыкался в своем мире, куда не пускал жену. «Ольга, — сетовал мэтр, — любит чай, пирожные и икру. А я — сосиски с фасолью». Яблоком раздора, разумеется, стали не гастрономические вкусы.
В январе 1927 года Пабло познакомился с 17-летней Мари-Терез Вальтер. «Так зародилась величайшая сексуальная привязанность в жизни Пикассо, — пишет Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в биографии «Пикассо. Творец и разрушитель», — и это была страсть, которая не знала границ и запретов».
«Ольга слишком много от меня хотела, — скажет впоследствии мастер. — Это был наихудший период в моей жизни». Накопившуюся ненависть он станет вымещать в живописи, деформируя на полотнах лицо и тело супруги. «Каждый раз, когда я меняю женщину, — говорил испанец, — я должен сжечь ту, которая была последней».
Наконец, в 1935 году Ольга и Пабло расстались, но не развелись. Художник боялся раздела имущества и потери половины полотен. Ольга еще долго будет слать ему гневные письма на смеси испанского, французского и русского, обвиняя в том, что он ужасно опустился. К посланиям она часто прикладывала снимки Рембрандта или Бетховена, объясняя, что Пикассо никогда не станет таким же великим.
Драматизм судьбы Хохловой представлен на выставке в виде инсталляции — коллажа «Olga forever», где на ее фотографиях прорисованы слезы. Автор — современный итальянский художник Франческо Веццоли — подчеркивает: «Это мой оммаж Ольге, она оплакивает все балеты, где не станцевала из-за любви к Пикассо».
Как бы там ни было, Хохлова незримо присутствовала в жизни мэтра до самой своей кончины. Ее не стало 11 февраля 1955-го. Последние три года она провела в городской клинике «Бо Солей» в Канне. На похоронах присутствовали только сын Поль и несколько друзей. Сам Пикассо не приехал — завершал работу над очередным шедевром.
Нынешняя парижская экспозиция, по-видимому, составит основу выставки «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова», которую в октябре 2018 года покажут в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве.