15.07.2016
«Люди падали в разные стороны, как кегли», — сокрушается свидетель трагедии, журналист газеты «Нис матен». Другие говорили о «сценах апокалипсиса», развернувшихся прямо перед глазами. Один из прохожих совершил героический поступок: вспрыгнул на подножку автомобиля и попытался обезоружить убийцу. Тот открыл огонь, но смельчак, к счастью, не пострадал.
По предварительным данным, под колесами погибли 84 человека (среди них одна россиянка), десятки получили ранения, в том числе более 50 детей.
В перестрелке с полицией террорист был убит. Им оказался 31-летний Мохамед Лахуайеж Бухлель — житель Ниццы, имеющий французское и тунисское гражданства. (По другим данным, у него был лишь вид на жительство.) Террорист ранее не фигурировал в особых списках спецслужб, но привлекался к ответственности за различные мелкие преступления.
Установлено, что Мохамед арендовал грузовик-рефрижератор два дня назад в соседнем городке Сен-Лоран-дю-Вар. В его квартире в северном квартале Аббатуар (Бойни) идет обыск. Допрашивают родственников и знакомых. Соседи называют Бухлеля человеком «одиноким» и «молчаливым». Полиция ищет возможных сообщников. Некоторые очевидцы утверждают, что он действовал не в одиночку.
«Это самая страшная трагедия в истории нашего города», — подчеркнул бывший мэр Ниццы Кристиан Эстрози, ныне возглавляющий региональный совет Прованс — Альпы — Лазурный берег. В Ниццу прибыли президент Франсуа Олланд и глава правительства Манюэль Вальс в сопровождении нескольких министров.
«Исламский терроризм угрожает всей Франции, — заявил Олланд. — Мы должны сделать все для борьбы с этим злом. Франция усилит свои действия в Сирии и в Ираке и продолжит уничтожать тех, кто атакует людей на нашей земле».
Глава государства продлил действие чрезвычайного положения, которое сам же и приостановил буквально за несколько часов до теракта. В стране объявлен трехдневный траур.
Сейчас в Ницце — столице Лазурного берега пик туристического сезона. В городе отменены все культурные мероприятия, временно закрыты пляжи. Многие туристы в панике покидают город.
После очередной кровавой драмы все европейские страны принимают новые меры безопасности. Так, Бельгия и Германия усиливают контроль на французской границе. Новый мэр Лондона Садик Хан, сам мусульманин, объявил о пересмотре городской системы безопасности.
Многие специалисты и политики давно предупреждали власти о растущей угрозе. «Исламисты наращивают силы, — заявил несколько дней назад шеф контрразведки Патрик Кальвар. — Они меняют тактику, планируют использовать автомобили, начиненные взрывчаткой». Эксперт также не исключает атаки при помощи химического и бактериологического оружия и даже допускает начало «гражданской войны».
Со своей стороны, Эстрози накануне трагедии написал Олланду письмо с требованием предоставить силам правопорядка новый арсенал для предотвращения угрозы. «Пора, наконец, начать борьбу с исламским фундаментализмом», — призывает лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. Некоторые спешат воспользоваться терактом для сведения счетов с политическими оппонентами. «Если бы все меры были приняты, трагедии бы не произошло. Конечно, нужно делать больше, нужно делать лучше. В частности, в том, что касается наших разведслужб», — утверждает бывший премьер-министр, мэр Бордо Ален Жюппе, один из кандидатов на президентских выборах 2017 года.
Свой план только что представили и французские депутаты. Парламентская комиссия указала на проколы в деятельности спецслужб и предложила ряд реформ, в частности создание Агентства по борьбе с терроризмом. Однако правительство не спешит принять нужные меры.
«Давно ходили слухи, что готовится преступление, — цитирует жительницу Ниццы бельгийская газета «Ле Суар». — Просто невероятно, как в такой день грузовик смог преодолеть все барьеры. Ведь все знали, что джихадисты тренируются в горах над Ниццей». «Надо было поставить у въезда на Английскую набережную военных с ракетными установками», — полагает депутат «Республиканцев» Анри Гайано.