Дозвонились до Бари

Елена ФЕДОРЕНКО

31.05.2016

В итальянском городе Бари завершился Десятый фестиваль российского искусства, приуроченный к празднованию Дня Николая Чудотворца, самого любимого заступника в нашей стране. Святой Николай — и покровитель Бари, где в крипте, под алтарем базилики покоятся его мироточащие мощи.

Есть такая благочестивая история. Однажды у мужика застряла в грязи телега. Мимо проходили два угодника, спустившиеся на землю посмотреть, как живет народ, — Касьян и Николай. Первый прошел мимо, а другой засучил святительские одежды, подпер телегу и вытащил ее. Решил Господь каждому воздать по заслугам. Молебны Касьяну служат 29 февраля, праздник Николая Чудотворца отмечают два раза в год. 

Дважды проходит и фестиваль «Сад искусств». Летний — распускается в Бари в дни Николы вешнего, а на зимние чествования апулийские мастера приезжают в Россию. За десять лет в Бари выступили более 700 российских артистов. 

Обживаются не только столица Апулии, но и подмостки близлежащих городов. Формирует фест Дирекция международных программ, насчитывающая в послужном списке немало уникальных проектов. Предводитель — Татьяна Шумова. Ее усилия в культурном диалоге между Россией и Италией оценены орденом «За заслуги перед Итальянской республикой». 

В команде орденоносца особо ценят точность и доброжелательность, что не удивительно, ибо все фестивальные программы проходят легко и вдохновенно. За спешащими представителями Дирекции, среди них и неутомимый куратор Катя Сучкова, неизменно следуют по пятам итальянцы — из тех, кто с неподдельным энтузиазмом относится к российской культуре. Бари — город, открытый для русских, побратим (во многом благодаря «Летнему саду искусств») нескольких наших городов, среди которых Сергиев Посад, Владимир, Королев.

Ленточки узеньких улиц неизвестно куда приведут. Может, к жемчужинам XII века — Кафедральному собору Святого Сабино или к мощным стенам замка Кастелло ди Бари. Другой путь — к «Колонне справедливости», где в стародавние времена несли наказание проштрафившиеся должники. Вокруг арки, тупички, каменные лесенки во двориках — все крошечное и похоже на театральные декорации. Вот он, средневековый Бари. 

«Почему все считают, что Италия — это Рим-Венеция-Флоренция-Неаполь? Наша страна — музей под открытым небом», — рассказывает о родных местах Антонио, завсегдатай фестиваля и студент барийского Университета. Гордится собеседник не только уровнем образования, но и библиотекой, любимым местом культурных встреч. Здесь кипит киношная жизнь «Летнего сада». Ежедневно — показы (от анимационных «Необыкновенного путешествия Серафимы» и «Белки и Стрелки» до игровых — «Частного пионерского», «Поддубного» и «Легенды №17») и бурное обсуждение увиденного. 

Рядом — выставка «Кино глазами художника» из коллекции киностудии имени Горького, отметившей столетний юбилей. Работы знаменитых плакатистов, начиная с 20-х годов прошлого века и заканчивая нашими днями, сложены в летопись русского синематографа: «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Сорок первый», «Бесприданница», «Остров сокровищ», «Анна на шее», «Тихий Дон», «Лев Толстой», «Страна глухих», «Спасение». 

Зрители нередко переходят после сеанса в кафе и за тарелкой орекьетти продолжают дискуссию. Блюдо — изобретение барийцев. «Если вы его не отведали — считайте, что город наш не узнали», — категорично заявляет повариха Альба, на виду у всех колдуя над макаронинками с ноготок, по форме напоминающими раковины или ушки. За столиком по соседству — паломники, их в Бари множество: приезжают поклониться мощам Николая Чудотворца. Без малого тысячелетие назад итальянские купцы похитили святыню из турецких Мир Ликийских, и с тех пор берегут ее как зеницу ока. Специально построили базилику Святого Николая — совершенный образец романского стиля в Европе.

О современном чуде поведал митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии Ювеналий, который совершал праздничную службу в базилике: «В позапрошлом году я вместе с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым совершал паломничество к Святителю Николаю, обращался к нему с молитвой о возвращении в наш древний град Зарайск старинного образа, именуемого Николой Зарайским. Много лет не могли мы достичь своей цели, но после паломничества, через скорое время святой образ вернулся на историческое место». Приехавшие не сомневаются, что ни одна молитва не остается неуслышанной. Истории о чудесах здесь буквально витают в воздухе, передаются из уст в уста. 

Напротив базилики Святителя Николая, в выставочном зале Портико деи Пеллегрини развернуты экспозиции, объединенные названием «Почитание Николая Чудотворца в России». Макеты и редкие фотографии Никольских храмов привезены из Московского музея архитектуры. Ювелирные изделия — нательные иконы, кресты, кольца, складни — представлены галереей Владимира Михайлова, давнего партнера фестиваля. 

Студия «Прикосновение», возрождающая традиционную для церковного искусства России «живопись иглой», — дебютант проекта. Руководит ею Наталья Горковенко: «Вышиваем мы бисером, жемчугом, драгоценными камнями. Николай — кормчий любого человека в мирской жизни, потому выбираем голубой фон как символическое изображение волн и топазы, имитирующие их всполохи. На иных иконах лик создаем бисером — меньше миллиметра в длину и полмиллиметра в ширину. Каждая нить дает свой оттенок, поэтому вышивальщицы просчитывают все отсветы». 

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра дали концерт в величественном Театре Петруцелли, что по размерам занимает четвертое место в Италии. Здесь танцевал Рудольф Нуреев и пел Лучано Паваротти. Вечер Чайковского вели солисты Мария Баянкина, Тарас Присяжнюк, Григорий Чернецов. 

Духовой оркестр Академического музыкального училища при Московской консерватории выступал в Гроте города Кастеллана. Причудливые сталактиты и сталагмиты различных оттенков, от угольно-черного до белоснежного, делают лабиринт подземелий сказочным обиталищем. В пещере «Пропасть» в 60 метрах под землей установлена сцена, где юные музыканты сыграли классическую и современную музыку. В дни фестиваля обсуждалось Соглашение между Барийской консерваторией и училищем — Дирекция международных программ любит соединять людей в добрых начинаниях. А еще Дирекция «заточена» на мечту: в разгоряченном воздухе фестиваля витали прожекты обмена не только культурного, но и политического и экономического. Между Россией и Италией. «Увидите, совсем скоро фестиваль превратится в настоящую русскую неделю в Бари», — настаивает один из представителей мэрии. 

Концерт Хора духовенства Московской епархии планировался на главной площади живописного городка Полиньяно. Каменистые склоны «приютили» похожие на гнезда домики, чьи балконы висят над морем. Но погода резко испортилась. Уже к середине дня стало понятно, что сколоченные подмостки не потребуются — разверзлись хляби небесные. И тогда главный собор, освященный в честь Успения Богородицы, впервые открыл двери для православного коллектива. Все увидели в этом волю Божию, некий символический сюрприз. 

Мужское многоголосие православных духовных партитур взлетало под своды католического храма. Пасхальный тропарь Кастальского «Христос воскресе», церковные песнопения Бортнянского «Господи, силою Твоею», Сарти «Радуйтеся, людие» рождали у слушателей трепет. Мирские песни — «Эх, дороги» или казачий плач «Не для меня» — давали возможность забыться в овациях.ф Расчувствовался настоятель собора Дон Гаэтано: «Это не просто концерт, а общая молитва, с нами вместе были Господь, святитель Николай и святой Вит». Частица мощей правой руки мученика, целителя, покровителя от недугов — достояние собора, их вынимают дважды в год. Дон Гаэтано извлек реликвию, и участники концерта смогли приложиться к святыне. 

Заключительному концерту колокольных звонов на Свято-Николаевском патриаршем подворье тоже угрожали прохудившиеся небеса. Внезапно выглянуло солнце, и зрителей сошлось множество. Играл старший звонарь архангельского храма Успения Пресвятой Богородицы Владимир Петровский. Звучали праздничный Курантовый перезвон и торжественный Благовест к богослужению, спокойный Будничный звон и размеренный Погребальный перебор. Величавый Водосвятный перезвон сменялся патетическим звоном на Крестный ход, а Пасхальный, именуемый Малиновым, удивил виртуозными плясовыми напевами. На bis музыкант исполнил размеренный Богородичный звон.


После концерта «Культура» расспросила Владимира ПЕТРОВСКОГО о церковном звоне — удивительном явлении русской православной церкви.

культура: Человек, играющий на рояле, — пианист, на скрипке — скрипач. Вы же поморщились, когда Вас представили как звонаря...
Петровский: Когда-то я вводил термин колоколист, потому что есть люди, производящие звоны вне храмов, например в музеях. Они исполняют музыку, не предназначенную для церковного богослужения. В словаре Даля написано, что звонарь — член церковной общины. Себя я называю звонарем-колоколистом. 

культура: Есть ли правила, каноны — сколько должно быть колоколов в церкви? 
Петровский: Зависит от запроса. Для простого сигнального оповещения сгодится и один. Если относиться к звону как к искусству, а к колоколам как к инструментам, то нужны три малых зазвонных колокола-дисканта, четыре средних — альты и тенора, и, конечно, бас. 

культура: Сколько необходимо Вам, чтобы показать свое мастерство?
Петровский: При шести-семи можно отобразить весь канонический ряд звонов и переборов. 

культура: Правда, что в храмах появились и электронные колокола? 
Петровский: Нет в них жизни. Колокола установлены, а веревки дергает машина. Но ведь звон — великая часть духовной православной традиции. Колокол проходил через всю жизнь, с ним человек рождался, трудился, молился, заводил семью, отправлялся в последний путь. Русский православный звон — это ритм и характер, а мелодия и гармония — вторичны. Колокола могут передать все настроения: радость, грусть, торжество. 

культура: Колокола для звонницы в Бари выбирали Вы? 
Петровский: Отец Андрей (интервью с протоиереем Андреем Бойцовым, настоятелем Патриаршего подворья Святителя Николая в Бари, читайте в ближайшем номере журнала «Свой». — «Культура») со мной советовался. Колокола привезены из города Каменск-Уральский, что под Екатеринбургом, их отлили на заводе «Пятков и компания». Это лидер производства не только в России, но и в Европе. Инструменты с Урала красивы внешне, удобны для крепления, и, главное, в них есть духовная благозвучность. Настоящие шедевры! 

Что такое колокола на Руси? Символ единства. Мы все ищем общую идею, а она была, есть и будет в звоне, созывающем всех на молитву. Благодаря этому Россия и живет. 

культура: Вы разрешили всем желающим попробовать звучание колоколов, но разве можно прихожанам подниматься на колокольню?
Петровский: В Пасху — да, во все другие дни только по благословению священника. Сейчас еще идут пасхальные недели. К тому же завершается замечательный фестиваль «Летний сад искусств».