18.06.2015
Поездке в Донбасс предшествовал грандиозный скандал. Дирекция Симфонического оркестра Торонто отстранила пианистку от концертной деятельности. Причиной послужила позиция Лисицы в отношении украинских событий. На своих страницах в Twitter и Facebook она открыто заявила о несогласии с политикой нынешнего киевского руководства и неприятии военных действий в Донбассе.
20 июня Лисица открывает престижный фестиваль Шопена в Париже и через два часа после концерта ночным рейсом вылетит в Москву, а оттуда — через Ростов — отправится в Донецк. Накануне поездки с пианисткой встретился собственный корреспондент «Культуры» во Франции.
культура: Что побудило Вас отправиться в Донецк?
Лисица: Я давно хотела побывать в Донбассе, а сейчас получила приглашение от министерства культуры Донецкой народной республики. Собираюсь также встретиться со студентами Донецкой музыкальной академии имени Сергея Прокофьева. Хочу поехать в Луганск и вообще готова выступать столько, сколько попросят. Помните, как в блокадном Ленинграде исполняли 7-ю симфонию Шостаковича? Рискуя жизнью, музыканты показали всему миру, насколько крепок наш дух. Быть может, это прозвучит слишком амбициозно, но я попытаюсь сделать то же самое в Донбассе.
культура: Не страшно? Там все-таки идут военные действия.
Лисица: С моей стороны было бы свинством говорить о страхе. В Донбассе люди живут под обстрелами и никуда не уезжают, а я прилетаю всего на несколько дней. Может, это бодрячество, и, когда над головой начнут свистеть пули, я почувствую себя иначе...
культура: Как Вы оцениваете то, что происходит на родине?
Лисица: Нынешний украинский президент и его правительство нелегитимны. Они пришли к власти в результате путча. Страна превратилась в тоталитарное государство. Господствует одно мнение. За то, что я говорила здесь, на Украине мне бы грозил срок до 15 лет. Сидят же украинские журналисты за аналогичные «преступные» высказывания. В Канаде ко мне отнеслись мягче — может, меня и хотели посадить, но не нашли состава преступления. Но самым наглядным примером стал разгон так называемого «майдана-3», который требовал от Порошенко обещанных реформ. В стране творится что-то страшное, и, конечно, Украина стремительно катится в пропасть. Потрясло меня и то, как во время празднования Дня Победы Киев в качестве «героев» мобилизовал бандеровцев. Порошенко гордо выступал в куртке с надписью «Бандера». Как можно выбросить великое наследие общей Победы, которым надо гордиться?!
культура: К чему, по-Вашему, стремится нынешняя киевская власть?
Лисица: Сегодняшние жалкие лидеры хотят прежде всего награбить. При этом вещают о патриотизме, о неньке-Украине. А как только запахнет жареным, сразу исчезнут. Для них это просто — все имеют двойное гражданство.
культура: В своем Twitter Вы ссылаетесь на одно американское издание, где появилась статья «Как Соединенные Штаты поддерживают украинских неонацистов».
Лисица: Фашисты — это не только та шантрапа, которая ходит в балаклавах. Это и те, кто заседает в различных структурах в галстуках и костюмах. Россия посылает в Донбасс гуманитарную помощь, а Америка, Канада или Австралия — оружие и инструкторов. Единственный позитивный шаг — на днях палата представителей американского конгресса единогласно приняла поправки Джона Коньерса, запрещающие США тренировать неонацистский батальон «Азов». После этого в Twitter конгрессмена посыпались оскорбления, писали, что он «продался», обзывали «негритосом».
культура: 2 мая Вы участвовали в демонстрации у украинского посольства в Париже, посвященной памяти жертв в Доме профсоюзов в Одессе.
Лисица: На такие манифестации я ходила и раньше — с мужем и сыном. Пресса пыталась меня «замарать» — объявили, что я этническая русская. Пришлось даже продемонстрировать свидетельство о рождении. Папа у меня украинец, мама по паспорту русская, а отец у нее поляк.
культура: Есть ли надежда на то, что трагедию в Одессе рано или поздно расследуют?
Лисица: Пока нет. Приняли закон, согласно которому «всех простили» — и палачей, и погибших. Город в ужасном состоянии. Все напуганы, знают, что за ними следят. У меня там родственники. Когда говоришь с ними по телефону, чувствуется, что они боятся.
культура: Губернатором назначен Михаил Саакашвили. Одновременно он возглавил и Совет по приватизации...
Лисица: Это в духе одесского юмора — есть над чем посмеяться. Саакашвили — неисчерпаемый источник шуток. Одна из них: Порошенко имеет швейцарское гражданство, Яценюк — канадское, Кличко — немецкое. И только Саакашвили — гражданин Украины.
культура: Вы, коренная украинка, как восприняли возвращение Крыма в Россию?
Лисица: Я очень рада за крымчан, которые отделались легким испугом. У меня хранится фотография бандеровского плаката времен украинизации Крыма со словами: «Крым будет украиноязычным или безлюдным». Были страшные «поезда дружбы», их посылали для запугивания людей. Не вернись Крым в состав России, там было бы то же, что в Донбассе.
культура: Почему Ваш аккаунт в Twitter называется NedoUkrainka?
Лисица: Яценюк назвал русскоязычных граждан Украины «недолюдьми». Он считает нас «второсортными». А я выступаю от имени этих людей.
культура: Вы хорошо знаете западные реалии. Станут ли Америка и Европа дальше спонсировать Украину?
Лисица: Кредиты и ссуды — это никакая не помощь, а закабаление. Это все равно, что сжечь дом, а потом прийти к погорельцам и одолжить им денег. Запад планомерно уничтожил Украину, а теперь предлагает «взаймы» на восстановление.
культура: Надеетесь на мир на Украине?
Лисица: Хочется быть оптимистом и уповать на то, что люди очнутся от дурного сна. Видны какие-то проблески. В Америке тоже была гражданская война между Севером и Югом, но в конце концов все кончилось миром.
культура: Вам продолжают поступать угрозы? «Убирайся, возвращайся в свою Россию!»
Лисица: Мне и моей семье грозят физической расправой, обещают похитить. Но мы с мужем не относимся к этому серьезно.
культура: А на какой стадии находится Ваш конфликт с Симфоническим оркестром Торонто?
Лисица: Дирекция все время меняет свою позицию. Теперь они утверждают, что отменили концерты, чтобы «защитить мою репутацию». Не хотели, чтобы меня знали «с плохой стороны». Так или иначе, они решили от меня избавиться. Сначала прислали письмо, в котором обвинили меня в «преступных» высказываниях. Заявили, что, по мнению их адвоката, я нарушила канадские законы, запрещающие разжигать межнациональную ненависть. Мой адвокат ответил: как она может разжигать рознь, если сама является гражданкой Украины? Позже сказали: «Концерт мы отменили. Но деньги заплатим. Только молчите». Пытались шантажировать. Не ожидали, что я обращусь к своим слушателям на YouTube, которых у меня 100 миллионов. Рассчитывали меня уничтожить. Не вышло.
культура: В итоге оркестр Торонто сделал Вам отличную рекламу. Сегодня Вы востребованы, как никогда.
Лисица: После скандала число моих читателей в Twitter возросло вдвое и достигло 15 000. То же самое и с Facebook, где их у меня 90 000. Меня пугали и тем, что на мои концерты никто не пойдет, что я буду играть только для «бурятов» или «грязных шахтеров»... В общем, страсти не утихают, и чем больше руководство оркестра на меня давит, тем хуже для них.
культура: А как же свобода слова — «святая святых» западной демократии?
Лисица: По этому поводу я разместила в Twitter фотографию с заклеенным скотчем ртом... Насколько я понимаю, оркестр Торонто получает деньги от какого-то украинского спонсора, а правящую Консервативную партию во главе с премьером Стивеном Харпером поддерживает украинское лобби. О какой свободе слова может идти речь? Достаточно посмотреть, как события в Донбассе освещаются на Западе. В лучшем случае говорят, какие на востоке Украины люди необразованные, серые, мечтающие о прошлом. В худшем — называют их бандитами, сепаратистами. Но я хочу, чтобы во всем мире знали, что они такие же, как все.
культура: Оркестр должен был выплатить Вам компенсацию за отмену концерта?
Лисица: Отступные, которые я получила, передам детям и пенсионерам Донбасса.
культура: Не боитесь стать персоной нон грата на Западе?
Лисица: Даже если мне запретят выступать в Соединенных Штатах, в Канаде, Австралии, останется масса других стран, где мне будут рады. Только что я вернулась из Индонезии, играла в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Латинской Америке. Повсюду неисчерпаемый потенциал любителей музыки. Один Китай чего стоит!
культура: С мужем, пианистом Алексеем Кузнецовым, Вы прожили в Америке половину жизни — больше двадцати лет. Говорят, сегодня Вы приняли решение покинуть США?
Лисица: Мы уже перебрались в Париж и даже перевезли рояли. Там пока остались мои кошки. Не знаю, продолжим ли мы движение на восток — в сторону России. Время покажет.