08.11.2018
культура: В роли Бориса Годунова — популярный актер Сергей Безруков. Удалось ли ему воплотить образ правителя?
Богданов: Актеры в этом сериале очень симпатичные. Безруков, безусловно, хорош, но Годунов выглядел, конечно, по-другому. Он был высоким, крупным, дородным мужчиной атлетического сложения. Кафтаны тех времен были туго перетянуты поясами в талии и расширены к рукавам специальными клиньями. Считалось, что юноши в таких кафтанах должны быть подтянутыми, а солидные люди — красиво предъявлять свой живот, который придавал человеку вес. Безруков не выглядит как молодой человек, да и величием живота не отличается.
культура: А супруга Годунова, Мария, дочь Малюты Скуратова? Как с воплощением этого образа?
Богданов: Не могу представить, чтобы женщины того времени проявляли норов, шли против воли отца и буквально «строили» своих женихов. Вдобавок, она еще и законному мужу отказала в первой брачной ночи. Ни в одном источнике подобного я не встречал. На Руси женщина целиком была во власти супруга. Она практически была его собственностью. Лупить жену в случае неуступчивости было нормой, как и, скажем, держать взаперти. А уж сослать в монастырь — сколько таких примеров.
культура: Но, может быть, женщины влияли на мужей внутри семьи?
Богданов: Безусловно, в семье они имели некоторый вес. Мы знаем, что сестра Годунова Ирина поддерживала своего мужа Федора Ивановича во всем. Еще известен факт, что патриарх Филарет разрешил сыну жениться на любимой девушке. Однако Ксения, мать Михаила Романова, была категорически против. Ни царь, ни патриарх не смогли ее переубедить. В результате бедный Михаил Федорович так и не сочетался браком со своей возлюбленной.
культура: А то, что Годунов увел у высокородного Василия Шуйского его невесту, — правда?
Богданов: Это вымысел. Как и то, что девушка показывала такой норов, что сам Иван Грозный отправился ее сватать для слуги, который еще к тому времени ничем себя не проявил. Все было наоборот. Восемнадцатилетний Годунов женился на средней дочери Малюты Скуратова и только потом стал продвигаться по службе — сначала стал опричником, затем был представлен ко двору.
культура: Какими качествами обладал молодой Борис, если довольно подозрительный Иван Грозный сразу стал ему доверять? В фильме показан только один эпизод — он подсказал шахматный ход.
Богданов: Одним качеством он мог войти в доверие — искренним послушанием. С первых же кадров фильма было ясно, как будет выстроен сюжет и какой исторический источник взят авторами за основу. Ход весьма тривиальный: не очень родовитый человек сначала вступает в опричники, затем становится по воле обстоятельств помощником царя, а потом и правителем. Для этого он должен быть хорошим, честным, благородным, а его противники — плохими, злобными, подлыми. И вот в фильме начинается очернение всех, кого можно, в том числе и Федора Романова — отца будущего царя. В сериале он один из опричников. А на самом деле он не только не был опричником, но и вообще не служил Иоанну IV. Федор Романов явился ко двору после смерти Грозного в возрасте 30 лет. По тем временам это было большой смелостью. Поясню: родовитые бояре должны прийти ко двору в 15 лет. Если не появишься — не заслужишь чинов, твой род может оскудеть. В фильме, кстати, упоминается, что в завещании Грозного фигурирует также и Романов. Складывается впечатление, что это Федор Романов. Но на самом деле был упомянут его отец.
культура: Что Вас удивило в сериале?
Богданов: Куда-то делись целые временные пласты. Восхождение Годунова, как мы знаем, начинается с 1570-го. Именно в этот год он становится опричником. А между тем скоро происходят очень серьезные события, которые не могли не затронуть нашего героя, — в 1571 году крымский хан Девлет Гирей совершает опустошительный набег на Москву. Этот удар поставил на карту существование всего государства. Если бы не князь Воротынский, разгромивший татар, то Смутное время началось бы в начале семидесятых. Но драматические события в фильме не отражены никак. Зато дважды упоминается оборона Пскова от Стефана Батория. И зачем — неясно. В сериале Иван Шуйский в присутствии Малюты Скуратова рассказывает, как он героически защищал Псков. Но дело в том, что оборона происходила в 1581–1582 годах, а Малюта Скуратов погиб в Ливонской войне в 1573 году при штурме крепости Вейсенштейн (теперь — Пайде). Я еще понимаю умышленное искажение исторических событий ради проведения какой-нибудь философской линии. Но здесь просто неграмотность.
культура: Мог ли себя так нагло вести при дворе известный опричник Богдан Бельский? В картине он — прямо злой гений.
Богданов: Конечно, нет. Он показан там чуть ли не хозяином. Понятно, что по закону жанра в противовес праведному герою должен быть выведен злодей. Им был выбран Бельский, который неожиданно оказался — ни много ни мало — любовником самой царицы при живом царе, а затем еще посодействовал смерти Грозного, когда Годунов отлучился из палаты. Любовником царицы он точно быть не мог. Не самоубийца же, в конце концов! Что касается слухов об убийстве Ивана Грозного Бельским, то, согласно историческим данным, в момент смерти они с царем оставались оба — Годунов и Бельский. Так что добить правителя они могли сообща. Кстати, среди опричников были и поковарнее злодеи — тот же Скуратов, например. Но в фильме опричники — симпатичные ребята, а Малюта — просто отец родной.
культура: А как Вам идея о том, что Бельский планировал посадить на престол младенца Дмитрия?
Богданов: Она не нова. В основу этой линии, а также версии, что действиями Годунова управляла его жена Мария, легли записки голландского купца Исаака Массы, автора воспоминаний о событиях Смутного времени, и английского дипломата Джайлса Флетчера. Верить им нельзя, особенно купцу. Масса очень много присочинил в своих записках, в частности, что Годунов был абсолютно неграмотным, но обладал великолепной памятью. Вообще, измышлений иноземцев о тех событиях довольно много. Они ни на чем в действительности не основаны. Дело в том, что, когда иностранцы возвращались домой, они стремились рассказать о России интересные истории. Достоверность их вообще не интересовала. Поэтому они смело сочиняли что угодно.
культура: Что Вам понравилось в фильме?
Богданов: Очень приглянулись костюмы бояр. Они сшиты тщательно и достоверно. Особенно бросается в глаза сочетание ярко-зеленого цвета с золотым, как на полотнах западных художников того времени. Но что касается народных костюмов, то все они одинаковые и кочуют из фильма в фильм, будь то X, XVI или XIX век. Простой народ всегда в одном и том же — в серых зипунах и громадных лаптях. А ведь даже у крестьян были парадные костюмы, которые они надевали по праздникам.