15.03.2018
Спору нет, это условный фантастический мир, где все говорят на одном языке, названия русских городов, имена князей и ханов — не более чем символические ярлыки, а целый ряд ключевых сцен возник из-за полного незнания этикета и образа мысли той эпохи. Например, когда стащенный у Тарковского из «Андрея Рублева» скоморох толкает стол с ханом, он — по Ясе Чингисхана — уже должен быть покойником.
Но упрекать создателей фильма в психологических несоответствиях и исторических нелепостях, вроде «похода новгородского князя на половцев» в 1266 году (половцы к тому моменту были ассимилированы монголами и самостоятельных войн не вели), не имеет смысла: нас честно предупредили: все события и герои вымышлены.
«Анжелика» и не должна быть педантично историчной. Гораздо важнее создать у зрителя общее ощущение прошлого как сказочно красивой эпохи. И это авторам «Золотой Орды» удалось. Страна у них получилась красивой, люди прошлого, за вычетом разве что княжича Владимира, — добрыми и чуждыми жестокости. Никаких грязных варваров, которых нам совали под нос раньше, нет и в помине. Русь — красивое, цивилизованное государство, ее князья живут в светлых теремах при множестве свечей (развитое бортничество делало воск доступным), читают книги, ведут светские разговоры. Монахи спорят — писать иконы по канону или в реалистической манере, никакого «мракобесия».
Для изображенных в сериале славян характерны развитое гражданское сознание и чувство ответственности перед страной.
Создатели сериала, конечно, как-то подзабыли, что город Владимир изобиловал каменными строениями — Золотые Ворота, Успенский и Дмитровский соборы, рядом было Боголюбово и церковь Покрова на Нерли. Вместо того чтобы воспользоваться ими в фильме или отрисовать, как это было сделано в «Коловрате», они выстроили полностью деревянный условный город. Однако этот ход не лишен своего рода кокетства. «Золотая Орда» — первый наш фильм, декорации которого проходят «тест на бревна», позволяющий отличить русофобское кино от нерусофобского. Бревна русских теремов, хозяйственных помещений и даже деревенских домов — безупречно ровные.
За визуальный образ страны, за красивый саундтрек, пленительные картины степи «Золотая Орда» заслужила пятерку, пусть и с минусом.
К драматической части сериала претензий гораздо больше. Но начнем с хорошего: в фильме есть очень яркие, трогательные, небанальные сцены и сюжетные ходы — нападение разбойников, выступление скомороха, подстрекательский спектакль Устиньи, Настенька, отрезающая косу и переодетая в воина (что отсылает к былине о Василисе Микулишне), эпичное вече, попытка убить княжича Данилку... Видно, что сценаристы проявляли изобретательность, а не просто лабали халтуру на скорую руку.
Система персонажей изобилует яркими запоминающимися образами, причем на всех уровнях — от князей и ханов до воинов и слуг. Однако авторов подвело желание намешать «Анжелику» погуще. В итоге драматичных ходов оказалось многовато. Раздражает и старательно расфасованная по сериям феминистская пропаганда: женщины — ограниченные в правах жертвы, мужчины — жестокие брутальные насильники. Перенос флешмоба «metoo» в XIII век выглядит натянуто и режет слух. Как и слишком большое количество современных речевых оборотов.
И все-таки даже с исторической точки зрения «Золотая Орда» оказалась не пустопорожней. Создателям сериала удалось чрезвычайно выпукло показать, чем на самом деле было монголо-татарское иго. В последние десятилетия у нас завелась мода утверждать, что ничего страшного не произошло, и именовать зависимость Руси от Орды стоит определением «союз». Это беспардонная ложь.
Основой ига была не политическая зависимость русских князей от ханов и даже не тяжелая дань, а систематический угон населения, по сути, уничтожение производительных сил общества. Отправлялись в Сарай, чтобы уже никогда не вернуться, лучшие мастера — оружейники и строители, ювелиры и иконописцы. Гибли в дальних ордынских походах за чуждые им интересы десятки тысяч русских воинов. Через генуэзскую Кафу шел в Европу поток славянских рабов и рабынь.
Даже в 1465 году одна флорентийская синьора рассуждала в письме к сыну: «Мне пришло на мысль, что, раз ты женишься, тебе необходимо будет взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши — какую. Какую-либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, то есть из России, которые выдаются красотой и сложением». Что уж говорить о XIII веке, когда поток угоняемых рабов был непрерывным.
И здесь «Золотая Орда» оказалась гораздо историчнее не только многих фильмов и сериалов, но и иных исторических трудов. Атмосфера ужаса и истощения, создаваемая игом, тянущиеся по степи колонны русских пленников и подневольных воинов, князья, озабоченные прежде всего тем, как спасти своих людей от угона в неволю, — все это передано великолепно. А значит, свою сверхзадачу — создать яркий образ эпохи и передать ее основной исторический нерв, — сериал выполняет. Нервная реакция некоторых апологетов ордынства, уже попытавшихся обвинить фильм в каком-то «разжигании», звучит настоящим комплиментом. Конечно, никакой розни картина не посеет, она исполнена чувством единства перед лицом жестокого врага.
Разрыв между более чем скромными, а по-честному — негативными, ожиданиями от «Золотой Орды» и пусть далеким от идеала, но не лишенным весомых достоинств конечным фильмом еще раз доказал, что за последний год наше кино и в самом деле совершило качественный рывок. Будем надеяться, это только начало.