Молодо — не зелено!

Елена ФЕДОРЕНКО

15.04.2015

В Сургуте 26 апреля событие — открывается III Международный молодежный фестиваль искусств «Зеленый шум». Его все чаще называют фестивалем Екатерины Мечетиной. Важно, что фестивальное движение, у руля которого привычно стоят мэтры, подхватывают молодые, предпочитая разовым и менее хлопотным концертам тематическую фестивальную драматургию. «Зеленый шум» не ограничивается музыкой: в качестве щедрых бонусов зрители города нефтяников и газовиков получают художественные выставки, поэтические вечера, творческие встречи со звездными гостями. О «Зеленом шуме» мы расспросили президента фестиваля, известную пианистку и педагога Екатерину МЕЧЕТИНУ.

культура: Почему прописали фестиваль в Сургуте?
Мечетина: С этим городом я дружу давно, со студенческих пор. Сложились теплые отношения с местными музыкантами. Несколько лет назад в Сургуте отреставрировали концертный зал филармонии с удобной сценой-трансформером, современной машинерией и, главное, приобрели новый рояль Steinway. Тогда мы с директором филармонии Яковом Семеновичем Черняком стали размышлять: что можем сделать на новой-старой сцене? Сначала склонялись в сторону фонда «Новые имена», в Сургуте есть его отделение, и — мощное. Но у «Новых имен» фестивалей немало, к тому же президент фонда Денис Мацуев без опеки своих подопечных не оставляет. Решили искать иные пути, но с ориентиром на молодых музыкантов. Идея шла в рост по двум направлениям. Одно назвали «Поколение до 30» — по возрасту, взятому, разумеется, условно: подумали о восходящих звездах — тех, кого можно «поймать» на самом начале взлета. Самый яркий пример — Венера Гимадиева, приглашенная нами на первый фестиваль, когда ее голос еще не звучал в крупнейших оперных театрах мира. Второе направление, и тоже условно, мы назвали «Щелкунчики»: речь о лауреатах телеконкурса и ребятах из «Новых имен». 

культура: У фестиваля есть жанровые предпочтения?
Мечетина: Стараемся не ограничивать никого жанровыми рамками, но в основе все-таки академические музыкальные концерты. Важна для нас и обратная связь. Потому на первом же фестивале созвали пресс-конференцию, чтобы узнать, что предпочитает публика. Получили четкий ответ: оперные гала и джаз. И в прошлом году пригласили солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и Владимира Магомадова — контратенора, победителя «Большой оперы». 

культура: Джаз проигнорировали?
Мечетина: Джаз — дебютант нынешнего фестиваля. Я советовалась с Даниилом Крамером, и он порекомендовал молодую, интересную и экспрессивную джазвумен Алевтину Полякову вместе с ее группой «Солнечный ветер». Музыканты владеют разными стилями, от джазовой классики до фьюжна и от афроэтники до фолка. Сама Алевтина не только поет, но и играет на тромбоне.

культура: А Вы джаз играете?
Мечетина: Кстати, Крамер задал такой же вопрос — мне и Саше Гиндину. Он даже лелеет мысль создать реалити-шоу под названием «Научи классического пианиста играть джаз». Считает, что нам хватило бы пары недель. Мне это кажется мистикой, ведь мы привыкли играть по нотам, а в джазе главное — поймать стиль импровизации и отчасти отрешиться от нотного текста. Думаю, когда-нибудь попробуем. 

культура: Что будет в программе нынешнего фестиваля, кроме вечера молодежного джаза?
Мечетина: Первый концерт — «Звезды XXI века»: скрипач Михаил Почекин и виолончелист Александр Рамм, во втором отделении я сама играю — каждый раз стараюсь поучаствовать в фестивале. Играем с симфоническим оркестром Сургутской филармонии. Этим молодым коллективом руководит Денис Кирпанев из «Новой оперы». Каждый раз мы ставим перед партнерами сложнейшие задачи. Для нынешнего фестиваля оркестр должен подготовить семь разных инструментальных концертов. 

культура: Для молодых музыкантов такой экстрим, наверное, полезен?
Мечетина: Да, хорошая учеба. И дирижер на экстрим идет, даже благодарит меня за «превышение скорости». С нетерпением ждут сургутяне балетного вечера. Я так давно мечтала новым зрителям показать то, что мы делаем с Владимиром Викторовичем Васильевым.

культура: Вы имеете в виду «Балладу» — щемящий танец памяти Екатерины Максимовой: Вы — за роялем, Васильев с юной балериной — на сцене?
Мечетина: Не только, хотя «Баллада» тоже будет. Формат, который Владимир Викторович использует, необычен: артисты балета исполняют его номера, он читает свои стихи, представляет свои картины, звучит классическая музыка. Васильев — невероятно многогранная личность. Какое счастье, что после празднования своего юбилея в Москве он приедет в Сургут. Теперь, когда есть такая фестивальная площадка, моя мечта осуществилась. 

И финальное закрытие — «Щелкунчики». Выступления юных виртуозов всегда вызывают необыкновенно теплую реакцию зала. Зрители, видевшие «щелкунчиков» по телевизору, устраивают им стоячие овации. Есть в Сургуте своя звездочка — пианист Никита Коровин, сейчас он учится в Москве, а лет пять назад стал лауреатом «Щелкунчика». Его знают все сургутяне, даже те, кто не имеет никакого отношения к музыке. 

культура: Почему у фестиваля такое название? Сразу думаешь о том зеленом, весеннем шуме, что идет-гудет…
Мечетина: Название предложили сургутяне, чем меня поначалу тоже шокировали. При чем здесь Некрасов? Но они придумали невероятно красивый дизайн: в оформлении — игра всех оттенков зелени, современный логотип, напоминающий QR-код. Применимо для любой сувенирной продукции: на открытии второго фестиваля зрителей встречали девушки под зелеными зонтиками с логотипами и дарили им флэшки — тоже с логотипом. Такая вышла молодежная история. В названии — еще и предощущение весны, столь желанной в условиях сибирского климата. В конце апреля, когда проводится фестиваль, нет еще ни листьев, ни почек, лежит снег, и он только-только начинает подтаивать — рождаются первые, едва уловимые весенние дуновения. Так что название мы полюбили, и его приняли в городе.

культура: «Зеленый шум» — Ваш авторский фестиваль?
Мечетина: Получается, что да. Я определяю программу и репертуарную политику. Важной работой по переговорам с исполнителями занимается команда Сургутской филармонии, где служат отличные профессионалы. Первоначальные приглашения идут от меня лично.

культура: Вы же и ведете все концерты?
Мечетина: Это дело заводное, и я, приглашая артистов на сцену, чувствую себя гостеприимной хозяйкой, пусть и сама в Сургуте гостья. В прошлом году у меня был сольный концерт, и вела я его сама, хотя, признаюсь, оказалось сложно. Эмоциональные энергозатраты повышаются как минимум в два раза — по сравнению с концертом, где ты выходишь общаться с инструментом и только с его помощью «разговариваешь» с залом.

культура: Готовитесь к конферансу?
Мечетина: Конечно. Мне важно знать все про всех. Что за личность музыкант, как он «прописан» в искусстве, кто его педагоги. В биографии музыканта, даже самого юного, есть удивительные факты и трогательные истории, о чем не пишут в официальных релизах, но ведь они-то и интересны публике. Вот я и рассказываю, рассказываю, а потом на сцену выходит маленький человек, и все, что я говорила, оказывается, — про него. Конечно, никто не может остаться равнодушным. Город-то культурный, с отличным музыкальным колледжем. 

культура: Вы знаете местных учеников?
Мечетина: Проводила мастер-классы для сургутских музыкантов. Многих встречаю каждый июль в Суздале, в летней школе «Новые имена», где преподаю уже шесть лет. Открытия школы добилась Иветта Воронова, причем в 1990-е годы. Задача тех, кто принял эстафету из ее рук, — не растерять традиций. Талантливые дети — музыканты, художники, поэты — из разных регионов страны получают уникальную возможность совместить профессиональную учебу с познанием истории своей страны. Прекрасных мест в России много, но в Суздале невероятная концентрация художественных впечатлений. Город тысячи храмов. Кажется, что в каждом дворике затаилась церковь или часовня. Рядом — Боголюбово, где творилась история Владимиро-Суздальской Руси. Здесь — дух настоящей российской глубинки в первородном смысле слова. Не той — депрессивной, где люди чувствуют себя в отрыве от географических центров, а земли, на которой счастливо уживаются старина и современность. В Суздале ощущаешь умиротворение, что остается в подсознании. Так что подспудно в детях воспитывается любовь к собственной стране. Ежегодная поездка в Суздаль для меня необходима как перезарядка батарей. Знакомство с ребятами часто помогает. Например, на вечере балета нашего фестиваля солистка Большого театра Дарья Хохлова станцует «Тарантеллу» из «Анюты». Эту пьесу Гаврилина нельзя сыграть на одном рояле — то есть можно, конечно, но звучать будет, как на уроке в балетном классе. Зато она неплохо звучит в четыре руки. И я сразу вспомнила сургутскую девочку Настю, отправила ей ноты, и теперь мы сядем за инструмент вместе. Вот так Суздаль отзывается в Сургуте.