Свидание в июне

Анна ЧУЖКОВА

08.06.2012

Наступление лета в МХТ имени Чехова ознаменовалось премьерой по сезону — Сергей Пускепалис поставил пьесу Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

«Куда ни повернись — тайга в любую сторону на сотни верст», здесь ничего, казалось бы, кроме комарья, и нет, однако забытый Богом Чулимск живет своими историями. Построенный Вампиловым крохотный мир — почти игрушечный, почти кукольный театрик — оживает в спектакле Сергея Пускепалиса под звуки шуршащего репродуктора и разыгрывает перед нами свои маленькие трагедии.

К творчеству Вампилова — между прочим, любимого драматурга худрука МХТ Олега Табакова — Пускепалис обращается уже не первый раз. Когда-то «Валентину», именно так эта пьеса называлась в первой редакции, режиссер ставил еще в качестве своего дипломного спектакля, но и сегодня постановка не выглядит осовремененной: мелкий набоб, «седьмой секретарь» Мечеткин (Станислав Дужников) вещает о строительстве БАМа, звучат шлягеры 60-х — начала 70-х.

Однако тема спектакля лишена возраста и адреса, и затерянный в тумане Чулимск незаметно подбирается к зрителю все ближе и ближе. Таким знакомым кажется этот выросший из тумана островок. Островок в буквальном смысле — сценограф Алексей Вотяков поместил чайную с мезонином посреди бескрайнего разлива, затопив Малую сцену МХТ по щиколотку актерам, так что жители райцентра вынуждены носить резиновые сапоги. Это, впрочем, не лишает их элегантности: у каждого в руках или под мышкой имеется парадная обувь.

Вообще по контрасту с простыми деревянными декорациями чулимцы выделяются выгодно: всегда принаряженные, дамы на каблучках, в бусах. Может, это оттого, что сам Чулимск, став неброским фоном, держится на зыбкой воде лишь своими людьми и живет их счастьем и несчастьем, а уж этого там, поверьте, хватает. В пьесе, где соблюдено единство времени и места, концентрация сентиментального зашкаливает. Судьбы героев переплелись в неразрешимые узлы и клубки. Здесь разочарование соседствует с радостью, любовь — с обидой, и все это постоянно смешивается в течении провинциальной жизни. Только на первый взгляд покажется, что течение медленное: в душном, плотно сколоченном Чулимске даже любовные треугольники приобретают дополнительные углы. Страсти в этих сложнофигурных композициях разыгрываются нешуточные: со стрельбой, драками, криком.

Однако ни драки, ни пьянство, ловко приправленные крепкими словечками, не очерняют действительности сибирской глубинки — дело житейское, а значит, простительное. Затерянный среди тайги мирок сложно назвать темным царством, хотя свой «луч света из-за туч» присутствует. Образ Валентины (Нина Гусева) отличается от того, что запомнилось по фильму Глеба Панфилова. Это не потупившая взгляд молчаливая скромница, но хохотушка в коротеньком платьишке, беззаботная, живая, воплощенная молодость.

С такой Валентиной все завертелось: прочие персонажи тоже обзавелись своими чертиками. Потеплел вечно хмурый Шаманов (Никита Зверев). Занудный Мечеткин своими неловкостями немало повеселил зал. По-бабьи нежными и пронзительными стали женские образы: Анна Хороших (Наталия Егорова), разрывающаяся между сыном и мужем, Кашкина (Анна Банщикова), влюбленная в Шаманова до отчаяния.

В тоске по любви и в надежде на счастье живут чулимцы. Вот оно, казалось бы, так близко ходит! В двадцати минутах отсюда, одним лишь словом отделенное, одним жестом. Быть может, они поборются за него еще «зубами и ногами», а пока… Пока Валентина вновь починит свой палисадник, и возможно, когда-то зацветут в нем маки. Неслучайно режиссер выбрал открытый финал, отвергнув позднюю редакцию пьесы, где Валя обрывает жизнь самоубийством. Ведь должно прийти свое счастье на этот остров невезения. Быть может, следующим летом?

«Прошлым летом в Чулимске» Александр Вампилов МХТ имени А.П. Чехова

Режиссер Сергей Пускепалис Художник Алексей Вотяков В ролях: Михаил Хомяков, Наталия Егорова, Владимир Краснов, Никита Зверев, Александр Голубев, Станислав Дужников, Янданэ, Нина Гусева, Анна Банщикова