На сцене битва: духовые против струнных, весь оркестр лихо пританцовывает в такт. И кто только придумал загонять музыкантов в яму, прочь от зрительских глаз? В Театре Наций оркестровой ямы нет, зато музыки на последней премьере предостаточно. Никита Гриншпун поставил оперетту Исаака Дунаевского «Женихи».
В основе комедии — анекдот. Умирает зажиточный трактирщик (Петр Маркин). Его жена (Юлия Пересильд) не спешит облачаться в траур, ей больше по душе — примерить роль развеселой вдовы. Аграфена Саввишна обрадована возможностью пожить для себя, без опостылевшего мужа, тем более что прибыльный трактир остается за ней. Однако виды на доходный бизнес имеет не только законная наследница, но и местный гробовщик (Павел Акимкин), дьякон (Артем Тульчинский), бильярдный маркер (Олег Савцов), старый извозчик (Станислав Беляев) и повар (Александр Новин), которые разом поспешили записаться в женихи к еще не успевшей похоронить мужа трактирщице. Тем более что она в исполнении Юлии Пересильд — златокудрая красотка а ля Мэрилин Монро, «антрекот первого сорта», как выражается в любовном пылу повар. Впрочем, каждый из женихов горазд на забавные признания. Гробовщик, к примеру, подносит вдове погребальные венки.
Итак, вокруг вдовы собрались охочие до капитала поклонники всех мастей, однако, самым маститым оказывается маркер с «аристократическими» манерами. «Породистый!» — произносит обомлевшая от его галантности Аграфена Саввишна, и соглашается вступить в брак. Но не из высоких чувств: в противном случае трактирщица рискует лишиться своих жилых квадратных метров. Все карты смешивают слепой случай и зрячая бюрократия. И уж совсем неразрешимой проблемой становится внезапно оживший супруг. Оказывается, он просто крепко заснул с перепоя, так что мечтам нашей героини осуществиться не суждено.
На бурный сюжет ловко ложатся режиссерские придумки. Никита Гриншпун дал себе волю похулиганить. Профессионал с консерваторским образованием наверняка увидит в этом музыкальный ад. Нет, поют артисты хорошо, но так издеваться над инструментами! Здесь дерутся балалайками, засовывают ноги и головы в трубы, скрипачей возят в тачках, виолончелисты бегают по сцене, одновременно играя на своих увесистых инструментах. Используя балалайку, можно изобразить и бутыль с самогоном, и костер, и объясниться в любви. Женихи (освоившие инструменты специально для сцены) со своими щипковыми вообще не расстаются, а у дьячка вместо креста на шее висит камертон.
Декораций для всей этой кутерьмы почти не понадобилось. Зрителей встречает просторная, абсолютно пустая сцена без задника. Но уже вскоре из-за кулис выплывает гигантский парадный гроб почти во всю ширину планшета, обитый желто-серыми ампирными обоями. На нем «безутешной» вдове можно и эффектно потанцевать, и подефилировать, и попробовать укрыться от назойливых поклонников. Чтобы забраться на чудо-гроб, Юлии Пересильд приходится демонстрировать акробатические способности, снова и снова обнажая свои хорошенькие ножки. Что «такая в рай заведет даже черта», сомнений не остается. Еще один впечатляющий ход — невообразимых масштабов циркулярная пила, опускающаяся на сцену с колосников, грозящая вдовью жилплощадь попилить.
«Народная» оперетта подкупает простотой и житейским юмором, но чего она лишена, так это современного контекста. Меткой шутки на злобу дня здесь, пожалуй, не хватает. История так и осталась анекдотом времен нэпа. Зато жизни придают кураж и азарт, с которым играют актеры. Вся эта суматоха дышит молодой энергией. Вспомним, что и самому Дунаевскому в момент написания первой советской оперетты было всего 27 лет. Так что спектакль вышел не только крепко сколоченным, но и очень живым.
«Женихи»
Исаак Дунаевский.
Театр Наций
Либретто: Николай Адуев, Сергей Антимонов
Режиссер Никита Гриншпун
Художник Зиновий Марголин
В ролях: Юлия Пересильд,
Павел Акимкин, Олег Савцов,
Артем Тульчинский, Станислав
Беляев, Александр Новин,
Георгий Иобадзе