08.07.2012
Проект на Новой сцене Большого с участием хозяев и двух известных трупп из Сан-Франциско и Монте-Карло (обе генетически связаны с дягилевской антрепризой) анонсировался негромко, что никак не повлияло на событийность акции. wwb@llet.ru инициировал балетный худрук Большого театра Сергей Филин, активно используя свои личные контакты. Сквозь название пробиваются разные смыслы: www — обозначение Всемирной паутины, последнее w — web — заменено на ballet, ну а ru указывает на место действия.
Для современного человека, чем бы он ни занимался, интернет — составляющая жизни. На что и сделал ставку Филин, поиграв аналогиями. Урожай собрали богатый. Проект перерос в фестиваль, которого театр до сих пор не имел, и обещает стать ежегодным. Большой получил в репертуар два спектакля — от Юрия Посохова и Йорма Эло. Жан-Кристоф Майо принял предложение поставить для Большого новый балет, что важно. Хореограф из княжества Монако «рассказывает» занимательные чувственные истории, где движение кисти, поворот головы и даже взгляд музыкальны и ценятся больше, чем пируэты и батманы. Таких балетов артисты Большого еще не танцевали.
На wwb@llet.ru Майо представил «Дафниса и Хлою» — спектакль, поставленный в 2010 году для собственной труппы — Балета Монте-Карло. Музыка Равеля, полная мимолетных впечатлений; история — из романа Лонга (без пиратских сходок); декорации — карандашные абрисы обнаженных тел. Исполнителей четверо. Юная пара занята неясными позывами плоти, взрослая делится опытом. Столь целомудренно провести тему плотской любви сегодня в балете может, пожалуй, только Майо: Дафнис и Хлоя обнюхивают, ощупывают, дразнят друг друга. Хлоя легчайшим движением сбрасывает бретельку с плеча и подставляет его Дафнису. В танце великолепной Бернис Коппьетерс (наставница молодых) — страсть и боль, две стороны любви.
Американский подход к программе оказался иным. Руководитель Балета Сан-Франциско Хельги Томассон решил показать дивертисмент из отрывков спектаклей Кристофера Уилдона, Дэвида Бинтли, Эдварта Льянга и собственных опусов. Все фрагменты — грамотные и красивые, к тому же идут под сопровождение шедевров классической музыки. Каждый украсил бы концерт любого уровня, но, предъявленные поочередно, выглядят как клоны пластической мысли. Изумительны солистки труппы: знакомая московским балетоманам Мария Кочеткова и впервые увиденная в Москве Юан Юан Тан.
Экс-солист Большого театра (ныне хореограф Балета Сан-Франциско) Юрий Посохов перенес в родные пенаты свою «Классическую симфонию» на музыку Прокофьева, поставленную два года назад. Россыпь пластических улыбок на темы балета. Балетные люди после обязательного класса нередко устраивают щегольские забавы: кто больше скрутит пируэтов, кто придумает поддержку посмешнее или скрестит какое-нибудь движение (от хип-хопа до бытового жеста) с привычной классикой. Всем весело. Собственно, об этом и балет: кокетливые девицы в плоских пачках привлекают к себе внимание кавалеров, а те в ответ выдают лихие и ловкие трюки. От переизбытка сил тела ходят ходуном. Сложная хореография, без пафоса и назидательности — такими по настроению были уроки замечательного педагога Петра Пестова, ему и посвящена «Классическая симфония». Самих себя — веселых, техничных, молодых — отлично танцуют артисты Большого, натренированные в последние годы на современной хореографии, заводилы — Екатерина Крысанова и Вячеслав Лопатин.
Второй балет, который пополнит репертуар Большого, — Dream of Dream («Мечта о мечте»), поставленный финским хореографом Йормой Эло на музыку Второго фортепианного концерта Рахманинова.