Владимир Урин назначен на пост генерального директора Большого театра вместо Анатолия Иксанова, чей контракт был прерван досрочно. Коллективу театра об этом объявил министр культуры РФ Владимир Мединский.
У предшественника и нового назначенца много общего: оба менеджеры, оба возглавляли хлопотливые хозяйства долгие годы. Иксанов руководил Большим театром с 2000-го, Урин — Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995-го. Оба провели коллективы через капитальные реконструкции театральных зданий: Урин умело организовал кочевую бездомную жизнь «Стасика»; в Большом была Новая сцена. В период их руководства случались недобрые времена: в «Стасике» — от исчезновения главного балетмейстера Дмитрия Брянцева в Праге до обвинений в педофилии, сопровождавших премьеру оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь». Впоследствии спектакль был удостоен премии «Золотая маска», а доказательства трагической гибели Брянцева пришли спустя три с половиной года после таинственного исчезновения, и кривотолки сошли на нет. Другие конфликты, без коих, как известно, ни один театр прожить не может, были заперты внутри здания на Большой Дмитровке.
Большой театр — большие страсти, и их не удалось удержать под спудом. Начиная от историй с Николаем Басковым и Анастасией Волочковой, судившейся с Анатолием Иксановым, до порноскандала с управляющим балетной труппой Геннадием Яниным, от дерзких высказываний звезд в адрес Алексея Ратманского до пикетов против оперы Десятникова «Дети Розенталя». Венец — кислотная атака на худрука балета Сергея Филина, арест ведущего солиста Павла Дмитриченко, увольнение Николая Цискаридзе и отстранение от премьерного спектакля «Онегин» главной примы театра Светланы Захаровой.
Когда снежный ком подкатился к публичным выяснениям отношений между дирекцией театра и господином Цискаридзе, в театральных кругах заговорили о том, что команде Иксанова дольше не выстоять. Бренд Большого театра в мире сильно пошатнулся. Контракт Иксанова истекал в нынешнем году, и только провокационное письмо некоторых худруков президенту Путину с просьбой поставить во главе Большого Николая Цискаридзе спутало карты — договор с действующим гендиректором срочно продлили.
Обсуждались, как говорят, многие претенденты, но самой бесспорной казалась кандидатура Владимира Урина. И дело не только в его профессиональных качествах смелого менеджера, мудрого продюсера, блестящего педагога, но и в художественном вкусе и человеческих установках, в том числе и той, что касается разрешения споров и поиска выходов из конфликтных зон. «Стасик» стал одним из самых удачных театров нового менеджерского типа, вполне успешно работал в периоды отсутствия худрука балета, когда функции распределялись между гендиректором, педагогами-репетиторами и директором балета. Урин собрал команду, нацеленную на успех: Александр Титель — руководитель оперы, Сергей Филин — руководитель балета (2008–2011) и Игорь Зеленский, Феликс Коробов — руководитель оркестра, Владимир Арефьев — главный художник, и Музтеатр стал одним из самых посещаемых в Москве. Хотя всем было ясно, что успех по преимуществу обеспечивает рулевой, сам Урин всегда подчеркивал, что достижения связаны с творческими силами команды, благородно отступая в тень. Сотрудничать со «Стасиком» — радость для журналиста: здесь все решается быстро, не отрезают, как ножом: «без комментариев», «ответить не сможем», «звоните позже», «прима не дает интервью». Чтобы наладить четкую работу, директору понадобились годы.
Сегодня Владимиру Урину 66, и это не самый подходящий возраст для начала руководства главной сценой страны. Владимир Георгиевич в разговоре с нашим корреспондентом перед премьерой «Сна в летнюю ночь» утверждал, что не хотел бы ничего менять в своем положении и делился далеко идущими планами театра на Большой Дмитровке. Урин, действительно, отказывался от руководства Большим, но, видимо, восстановление репутации ГАБТа — дело государственной важности — оказалось значимее, и он дал согласие.
Проблемы привлечения публики перед Большим не стоит — первый театр страны обречен на успех. Главной заботой видится внутритеатральная ситуация. Многие подразделения возглавляют усталые люди, предпочитающие плыть по течению. Сможет ли новый гендиректор сработаться с Сергеем Филиным? Напомним, что именно Урин привлек 37-летнего премьера Большого театра к руководству балетной труппой Музтеатра, которую тот бросил, получив приглашение возглавить Большой балет. Скорее всего, расставание было небезоблачным, но нравственные императивы не позволили Урину комментировать происшедшее в минорных тонах. Он не произнес ни одного осуждающего слова в адрес Сергея Филина. Даже когда последний буквально обескровил балетную труппу, уведя за собой в Большой лучшие силы «Стасика». Урин просто перелистнул эту страницу и пошел дальше, пригласив в театр новое пополнение и самого яркого танцовщика современности — Сергея Полунина.
Авторитет Урина и судьба его детища, думаю, не позволят ему распоряжаться силами Музтеатра в угоду Большому. Тем более что театр возглавит выращенный им первый замдиректора Ара Карапетян, в прошлом — талантливый дирижер, человек, отлично разбирающийся и в творчестве, и в театральном хозяйстве.
Сегодня коллеги утверждают, что смена руководства в Большом произошла не вовремя — накануне важных гастролей балета в Лондоне и долгожданной премьеры «Онегина». Думаю, что и гастроли, и премьера добротно подготовлены прежним руководством, а лето — бонус для того, чтобы новому гендиректору максимально комфортно войти в запутанные дела театрального гиганта.