Achtung! Русские в Зальцбурге

Екатерина БЕЛЯЕВА

21.07.2012

20 июля стартует летний Зальцбургский фестиваль.

Новый интендант фестиваля Александер Перейра посчитал, что месяца для такого амбициозного форума маловато, и удлинил его, значительно расширив программу. Завершится фестиваль 2 сентября, а накануне закрытия впервые состоится бал. Россияне довольно плотно украшают афишную сетку. Основные игроки — Валерий Гергиев, Анна Нетребко (на фото), Ильдар Абдразаков, Юлия Новикова, Юлия Лежнева, Глеб Фильштинский, Сергей Семишкур, Иван Подъемов.

Оперная программа включает девять названий. Семь из них — премьеры, причем две — «Кармен», о которой «Культура» подробно писала в апреле, и «Юлий Цезарь» — возобновление спектаклей Пасхального и Троицкого Зальцбургских фестивалей 2012 года. Самой любопытной премьерой станут «Солдаты» Циммермана в постановке Алвиса Херманиса. Латвийский режиссер пока не слывет большим знатоком оперного жанра, но тема психологии человека в ситуации войны вполне соответствует его возможностям и интересам. За пульт редко исполняемого опуса встанет Инго Метцмахер — лучший из возможных интерпретаторов немецкой музыки второй половины XX века. Свет к спектаклю делает Глеб Фильштинский.

Оперного Моцарта будет немного — очередная новая постановка «Волшебной флейты» и концертное исполнение «Короля-пастуха». От первой не ждут никаких режиссерских откровений, но музыкально текст будет выглядеть безупречно — с легкой руки пионера аутентичного движения в опере, уже очень пожилого музыканта Николауса Арнонкура. Во второй занят мексиканец Роландо Вильясон, и он точно сумеет свести зрителя с ума своими знойными трелями и пластичностью а-ля Константин Райкин.

«Волшебную флейту» снабдят продолжением в виде «Лабиринта» Петера фон Винтера. Это немецкий композитор второго ряда, который продлил сказочную составляющую сюжета «Флейты». Оперу будут играть во дворе Резиденции на импровизированной сцене. Режиссер — Александра Лидтке. В роли Царицы ночи выйдет россиянка Юлия Новикова — одна из последних находок фестиваля, стремительно выдвигающаяся на самые передовые позиции. Она прославилась тем, что пела вместе в Пласидо Доминго в «Риголетто», когда он дебютировал в этой опере как баритон.

Сам Доминго споет в Зальцбурге Баязета в генделевском «Тамерлане». С ним выступит еще одна наша соотечественница — Юлия Лежнева.

«Богему» интерпретирует венецианец Дамиано Микьелетто специально для Анны Нетребко и польского тенора Петра Бечалы — постоянной пары героев-любовников в Зальцбурге, собирающей, наверное, самых восторженных и многочисленных поклонников. Муж Анны Эрвин Шротт в этом году на фесте не поет, но возможности сопроводить жену и ребенка в город, где его боготворят, не упустит.

Йонас Кауфманн, кроме повторной «Кармен», дебютирует также в «Ариадне на Наксосе» в роли Вакха. Спектакль ставит Свен-Эрик Бехтольф, он же новый руководитель драматической части феста. Его режиссерский стиль отличает суховатая умеренность, но тем лучше для фанов Кауфманна — все внимание будет отдано ему, известному своими тонкими интерпретациями музыки Рихарда Штрауса.

От программы «Пятый континент», в рамках которой каждый год исполняли музыку одного — по возможности живого современного композитора, новые руководители отказались. Современная музыка оказалась разлитой по разным концертам с пометкой Salzburg contemporary.

В отличие от двух предыдущих лидеров фестиваля, Перейра больше склонен к театральной интриге. У него все события, которые проходят по одному разу, обязательно сталкиваются лбами. Например, совершенно невероятным будет утро первого сентября. В одном зале в 11 утра Даниэль Баренбойм продирижирует «Реквиемом» Верди с такими солистами, как Йонас Кауфманн и Аня Хартерос, а Марк Минковский возьмется за русскую тему и вместе с Дмитрием Корчаком и Ильдаром Абдразаковым покажет «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова. Билеты на «Реквием» были раскуплены еще в январе, на «Моцарта и Сальери» вот-вот закончатся. И таких парадоксов множество.

В драме не ожидается великих свершений. Ирина Брук поставит «Пер Гюнта», Андреа Брет — «Принца Фридриха Гомбургского» Клейста. Занятная театральная программа запланирована в кельтском Халляйне, другом соляном городе, извечном сопернике Зальцбурга, с недавних пор — его фестивальном филиале. Тирольская банда музыкантов Franui, прославившаяся хулиганской фольклоризацией классики, поучаствует в постановке «Мои пчелы. Просека» по текстам Клауса Хендля. Кроме драмы, они выступят и с сольными концертами — пошалят с песенными циклами Брамса и Малера. Это немного черный юмор, но излишне серьезному зальцбургскому фестивалю не помешает улыбнуться — хотя бы так.