17.06.2012
Неуверенным шагом сцену пересекает молодой мужчина в роскошном твидовом костюме. Накануне своей свадьбы герцог Афин Тезей приплелся к воротам закрытой школы для мальчиков, где он когда-то учился, чтобы раз и навсегда избавиться от тяжких воспоминаний, которые, по всей видимости, мешают ему стать обычным человеком. Тезей прислоняется к серой кирпичной стене здания и засыпает. Следующие два часа действием будет дирижировать Морфей.
В школе для мальчиков случился переполох: старшая учительница Титания привела с собой ребенка, потерявшего родителей. Титания хочет заботиться о нем, наставлять. Но это не нравится ее мужу Оберону — директору школы и по совместительству учителю латыни. За ссорой супругов с грустью и тоской наблюдает красивый молодой подросток, экс-фаворит директора, его отвергнутый паж Пэк (получается, что таким было прозвище герцога Тезея в школе). Директор требует от Пэка, явно связанного с ним неприятной интимной тайной, услуги — достать чудесный цветок, с помощью которого можно будет усыпить Титанию, влюбить ее в какого-нибудь проходимца и в качестве награды за избавление от позорной страсти заполучить себе в ученики милого мальчика.
Есть в школе и другие — тихоня-очкарик Лизандр и нахальный плейбой Деметрий, дитя каких-то шишек. Обходя законы закрытого заведения, парни встречаются с девчонками из соседней женской школы. Богачка Гермия любит бедняка Лизандра, но родители уже просватали ее за Деметрия. А в Деметрия тщетно влюблена Елена, близкая подруга Гермии. Здесь же, на месте тайных «свиданок» у мусорных баков, дворники во главе с Основой репетируют пьесу «Пирам и Фисба».
Далее по сюжету Пэк добывает травку, обкуривает «неправильных» любовников, дремлющих в лесу, в спешке перепутав все указания Оберона, а тот подсовывает «косячок» Титании. Училка входит в транс, берет в охапку попавшегося ей на пути главного дворника и вместе с ним отправляется на угарную вечеринку старшеклассников, где развязно куролесит. Пэк тащит оставшегося без присмотра ребенка в кабинет директора. Довольный Оберон ведет мальчика к доске и объясняет ему основы латинского спряжения — amo, amas, amat, amamus, amatis, amant («я люблю, ты любишь, он любит...»). Без комментариев…
За окном слышатся крики дерущихся девиц — теперь оба парня влюблены в Елену, а Гермия осталась одна. Пэк получает порцию розог от директора и несется исправлять свои ошибки с «косячками». В третьем акте все женятся — Тезей на Ипполите, Деметрий на Елене, а Лизандр на Гермии. Счастливые на вид пары садятся в боковую ложу «Стасика» и смотрят пьесу, которую разыгрывает перед ними любительская труппа дворников.
Тут, собственно, и начинается разгул ренессансной скабрезности, тонны юмора «ниже пояса». Зрители-актеры в ложе хохочут, в том числе увлеченный театральной драмой Тезей, пока перед его глазами не поплывет снова тягостный кошмар из детства.
Рассказывая жестокую школьную историю, которая гармонично легла на таинственный, но не очень веселый шекспировский сюжет и вписалась в грустную музыку оперы Бриттена, Олден поднял серьезную тему отношений детей и взрослых в закрытом учебном заведении. Понятно, что это ближе англоязычной культуре, но фанатам литературы типа «Оливера Твиста» будет легко сопереживать герою оперы Тезею-Пэку, павшему жертвой разнузданных прихотей учителя. Режиссер опирался на биографию Бриттена, который в конце жизни решился обнародовать страшную историю о насилии, которая приключилась с ним в школе и «перепахала» всю его творческую жизнь.
Проблема восприятия трудного спектакля остается (не все зрители доживают до конца триллера о трудном детстве подростка), но если хочешь услышать новую музыку, придется брать ее со всем веером коннотаций. У Бриттена была сложная миссия историографа английской музыки — он вернул обществу британского композитора Пёрселла, опубликовав его партитуры. Его «Сон в летнюю ночь» — реплика XXI века на «Королеву фей» — оперу Пёрселла по одноименной комедии Шекспира и одновременно хрестоматия по музыке XX–XXI веков. В Москве оперу Бриттена ставили однажды — в 1965 году в Большом театре, а в прошлом году в Питере состоялась интересная постановка, к сожалению, не отмеченная жюри «Золотой маски».
Впрочем, московский Музыкальный театр обыграл всех — они заполучили и знаменитого режиссера, и толкового дирижера Уильяма Лейси. Под руководством опытного маэстро музыканты «Стасика» творили чудеса, умело путешествуя по морям Малера, Гершвина, Пёрселла и Стравинского. Олег Безинских, контртенор, исполнитель роли Оберона, создал неповторимый образ порочного директора школы. Прекрасен Пэк Александра Молочникова, фантастически одаренного юного артиста, который выразительно «басил» свои английские речитативы. Дмитрий Степанович был излишне громогласен в роли Тезея, но легкая истерика этому проблемному во всех отношениях герою и не помешает. Как обычно, Музыкальный театр дарит миру чудесных певиц: Вероника Вяткина блистала в роли Гермии, Дарья Терехова — в роли Титании, а Оксана Шилова великолепно страдала в партии «уродины» Елены.
«Сон в летнюю ночь». Бенджамин Бриттен. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Дирижер Уильям Лейси. Режиссер Кристофер Олден. Художник-постановщик Чарльз Эдвардс. В ролях: Олег Безинских, Александр Молочников, Дарья Терехова, Дмитрий Степанович, Антон Иванов, Вероника Вяткина, Алексей Лавров, Оксана Шилова, Антон Зараев, Роман Улыбин, Томас Баум.